Система показателей рентабельности, научная полемика
Как уже было сказано, всех участников предприятия интересует его способность генерировать прибыль, которая оценивается показателями рентабельности. Дело в том, что по абсолютной сумме прибыли и ее приросту нельзя судить об уровне доходности предприятия, так как на их размер оказывает влияние как интенсивный, так и экстенсивный характер использования производственных ресурсов. Поэтому для характеристики эффективной работы наряду с абсолютной суммой прибыли (или с абсолютной суммой ее прироста) используют и относительный показатель - рентабельность.
Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия, данные показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах).
В общем виде показатели экономической эффективности можно определить как отношение полученного экономического эффекта (результата) к объему использованных для его получения ресурсов (затрат). В связи с этим при расчете рентабельности как одной из основных характеристик эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в числители формулы используются следующие показатели прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. В знаменателе формулы берутся ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг), выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и др.
Выделяя группы показателей рентабельности, современные авторы придерживаются разных точек зрения.
Большинство авторов выделяют лишь две группы: рентабельность активов и рентабельность капитала. Например, этой точки зрения придерживается Шеремет А.Д., Ионова А.Ф., Тубольцев М.Н. и др.
Ковалев В.В. и Тихомиров Е.Ф. считают целесообразным выделение следующих двух групп: показатели, характеризующие преимущественно эффективность продукции предприятия, другая - использование им капитала. Данная точка зрения не сильно отличается от вышеупомянутой, так как в состав выделенных групп включены одни и те же показатели.
Некоторые авторы, например, Н.А. Бланк, выделяют в отдельную группу показатели финансовой рентабельности.
Коровина И.А. выделяет следующие показатели рентабельности: общая рентабельность, рентабельность активов (капитала), текущих активов, инвестиций, собственного капитала, реализации, производства продукции и др.
В западной практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность инвестиций.
Володиным А.А. выделяются иные группы показателей рентабельности: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.
Автор данного курсового проекта придерживается последней точки зрения, т.е. выделяет пять групп показателей рентабельности. Данное предпочтение было сделано на основе анализа литературы и убеждения в том, что стремясь обобщить показатели в более крупные группы, авторами были утеряны некоторые из показателей рентабельности.
Далее нами будут подробно рассмотрены все группы показателей рентабельности.