Нормативно-правовые основы исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов
Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней.
Можно выделить несколько групп регулирующих федеральные налоги и сборы.
В первую группу попадают положения Конституции РФ,
которая относит установление общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Кроме того, к ведению федеральных органов государственной власти относятся вопросы определения списка налогов и сборов, взимаемых в РФ, установления федеральных налогов и сборов. Конституция РФ так же определила, что международное законодательство имеет приоритет над федеральным законодательством. Некоторые международные договоры будут рассмотрены в рамках данного раздела.
Во вторую группу необходимо отнести законодательные акты, которые устанавливают основы налоговой системы РФ. Первым таким законом стал Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этот закон, впервые в нашей стране, урегулировал налоговые правоотношения, определил общие положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения. В настоящее время Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с вступлением в силу в 1999 г. первой части Налогового кодекса РФ. Окончательно положения Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» перестали действовать с 1 января 2005 года, когда был утвержден новый список налогов и сборов, взимаемых в России. Часть первая НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. В 2000 году вступила в силу вторая часть НК РФ, которая устанавливает порядок взимания конкретных налогов и сборов и специальные налоговые режимы. В период с 2000 по 2005 годы во второй части НК РФ были сосредоточены практически все налоги и сборы, взимаемые в России, за исключением земельного налога. Одновременно были отменены законодательные акты, которые устанавливали налоги и сборы ранее [25,с.200]. Нормативные правовые акты о налогах и сборах при их многообразии и различиях должны соответствовать положениям, установленным Налоговым кодексом РФ. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены правила, которые применяются при определении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах положениям Налогового кодекса РФ или при определении несоответствия между собой актов, имеющих разную юридическую силу. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в Налоговом Кодексе. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. С другой стороны установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей имеют обратную силу. При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это [29,с.111].
1 2