Сбалансированность бюджета и бюджетное регулирование
Существуют следующие основные способы финансирования дефицита госбюджета:
монетизация бюджетного дефицита (эмиссионный (инфляционный) способ);
внешнее и внутреннее долговое финансирование (безэмиссионный (безинфляционный) способ); дефицит бюджет валютная операция
Бюджетным кодексом Республики Беларусь предусмотрены следующие источники финансирования дефицита бюджета:
республиканского:
государственные займы, кроме гарантий Правительства Республики Беларусь;
средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;
иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
местного:
бюджетные кредиты;
займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;
изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета:
иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г.Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется в двух порядках.
Первый - с помощью закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами, что может вызвать неравномерное поступление налогов.
Второй - бюджетное регулирование, понимаемое как перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства, позволяющее обеспечивать регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы.Его цель - обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.
Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:
) общегосударственный - устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;
) межтерриториальный - регулирует уровень развития территорий;
) межбюджетный - обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
) межгосударственный - регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета. [1, с. 97-105]
К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся:
) финансирование расходов на отрасли экономики на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону:
прямое финансирование;