Методика анализа формирования, распределения и использования прибыли
Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы: [28, с. 32]
. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
. Анализ уровня среднереализационных цен.
. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
. Анализ рентабельности деятельности предприятия.
. Анализ распределения и использования прибыли.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от прочих видов деятельности.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.
Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Так, при анализе финансовых результатов изучается динамика реализации продукции (работ, услуг) и определяются факторы изменения ее суммы.
Факторы: [14, с. 202]
Объем реализации - Vрп;
Структура - УДi;
Себестоимость - Сi;
Уровень среднереализационных цен - Цi.
Характеристика влияния указанных факторов приведена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика факторов, участвующих в анализе динамики реализации продукции (работ, услуг)
№ п/п |
Наименование фактора |
Характеристика влияния |
1. |
Объем реализации продукции (работ, услуг) |
Оказывает положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. |
2. |
Структура товарной продукции (работ, услуг) |
Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. |
3. |
Себестоимость |
Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. |
4. |
Уровень среднереализационных цен |
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. |
Краткая характеристика способов расчета влияния факторов на сумму прибыли приведена в таблице 2. [14, с. 204]
Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность организации.
Таблица 2
Характеристика способов расчета влияния факторов на сумму прибыли
№ п/п |
Наименование фактора |
Характеристика способов расчета |
1. |
Объем реализации продукции (работ, услуг) |
Способ цепной подстановки (последовательная замена плановой величины каждого факторного показателя на фактическое значение) |
2. |
Структура товарной продукции (работ, услуг) |
Способ цепной подстановки. Ассортиментный анализ (модель абсолютных разниц): для однородной продукции по формуле где ∆ Пудi - влияние структурного фактора на изменение прибыли; Vрпобщ.ф - фактический общий объем реализованной продукции; УДiф - удельный вес i - го вида продукции в общем объеме реализации в условно - натуральном выражении или нормо-часах, %; Ппл - сумма прибыли на условную единицу продукции или на один нормо-час. для неоднородной продукции по формуле где Riпл - плановая рентабельность i-го вида |
3. |
Себестоимость |
Метод сравнения фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж |
4. |
Уровень среднереализационных цен |
Метод цепной подстановки Где Вусл1 = ∑(Vрп общ.ф х УДiф) х Ц iпл Вусл2 = ∑(Vрп общ.ф х УД iпл) х Ц iпл Метод абсолютных разниц |
1 2