Совершенствование региональной денежно-кредитной политики
Таким образом, речь идет о своеобразном денежно-кредитном федерализме, т.е. многоаспектном и сложносоставном механизме установления и регулирования федеративных отношений на базе специально организованных денежно-кредитных отношений. Иными словами, денежно-кредитный федерализм следует понимать как денежно-кредитные отношения между органами власти различных уровней управления в РФ.
В данном случае в содержании «денежно-кредитный федерализм» первичным является именно «федерализм» как форма государственного устройства и как особая организация взаимоотношений между территориальными составляющими страны. В этой связи создание в России системы денежно-кредитных отношений, способной активно содействовать устойчивому развитию государства и преодолению нежелательных дезинтеграционных явлений будет прямо зависеть от того, насколько полно «денежно-кредитный федерализм» будет, во-первых, отражать суть самого федерализма как особой формы государственного устройства, и, во-вторых, насколько полно он будет вписан в контекст всей внутренней политики нашего государства и в структуру деятельности его институтов.
Денежно-кредитный федерализм является серьезным гарантом устойчивости государственного устройства, неотъемлемым компонентом ее внутренней политики и важнейшим инструментом государственного регулирования территориального развития. Признание денежно-кредитного федерализма в качестве своеобразного механизма установления и регулирования федеративных отношений определяет включение в этот механизм договорно-согласительных технологий, наличие которых во многом определяет суть самого федерализма, т.е. установление формальных правил и неформальных ограничений в денежно-кредитной сфере.
Немалая роль в достижении финансовой стабилизации и укреплении экономического положения регионов должна принадлежать территориальным управлениям Банка России. Существующая система позволяет в основном организовать деятельность учреждений ЦБ РФ в регионах. Однако данная система имеет ряд существенных недостатков, важнейшим из которых является высокий уровень централизации принятия решений по организации деятельности территориальных учреждений. Еще одной важной проблемой является отсутствие оценки эффективности выполнения территориальным учреждением своих основных функций в свете влияния на региональную экономику.
Из принципа денежно-кредитного федерализма, снижение системных рисков в банковской отрасли за счет территориального их размещения, укрепления экономической основы федеративных отношений вытекает концепция новой роли региональных банков в экономике - регион не может обладать значительным кредитным потенциалом, выполнять свои обязательства перед центром, перед населением региона, не обладая при этом сильной банковской системой. Иными словами, необходима четкая концепция развития банковской системы региона.
Под эффективностью кредитно-денежной политики - следует понимать, во-первых, прямую экономическую эффективность решения поставленных задач именно на основе реализации денежными властями своих задач, не сопровождаемого пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели, и, во-вторых, - эффективность использования специальных механизмов денежного регулирования.
Результативность денежно-кредитной политики , можно трактовать, во-первых, как меру соответствия ее ожидаемых результатов поставленной цели. Во-вторых, как степень приближения к последней. В-третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в стане в целом и в каждом регионе в отдельности, а также на определяющие параметры экономического развития. При оценке результативности денежно-кредитной политики по второму из трех указанных критериев важно максимально корректно выразить качественно-количественные определенности ее цели, а в ряде случаев - и конкретизирующих ее задач. Указанную тенденцию можно обозначить как повышение «производительности» денежно-кредитного регулирования.
В данной связи уместно предложить следующее: при каждом территориальном учреждении ЦБР следует организовать научно-методические советы, в состав которых будут входить представители научной общественности, ведущих отраслей экономики, финансово-кредитных учреждений. Задача научно-методических советов может состоять в обсуждении с начальником территориального управления вопросов валютной и кредитной политики и в обсуждении путей решения задач, находящихся в области его компетенции. Совет будет являться совещательным органом, через который Банк России будет поддерживать контакты с представителями науки, кредитного хозяйства и экономики регионов.