Государственный долг РФ
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита, кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности; возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
Актуальность темы курсовой работы подтверждается тем, что знание сущности государственного кредитования направлено на выявление дополнительных финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. В этой связи необходимо знать сущность и перспективы совершенствования управления государственным долгом, что является объектом изучения работы.
Предметом исследования курсовой работы являются процессы и способы привлечения и перераспределения финансовых ресурсов с целью решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Раскрыть сущность и содержание государственного кредита в РФ.
. Проанализировать состояние внутреннего и внешнего государственного долга РФ на современном этапе.
. Раскрыть пути совершенствования управления государственным долгом.
Информационную базу исследования работы составляют следующие источники: государственный долг кредит
. Научные источники (монографическая и учебная литература).
. Периодическая печать.
Научным источникам в выпускной квалификационной работе отведено особое место. Преимущество отдано в этой области отечественной экономической науке, так как её исследования наиболее полно позволяют раскрыть сущность государственного кредита (Вавилов Ю.Я , Ворожцов П.А.); особенности управления (Попкова Н.А., Лебедев А.И.) и пути сокращения государственного долга в РФ (Карелин О.В., Вавилов Ю.Я).
В рамках решения вышеперечисленных задач также были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2010-2014гг., материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.
Сущность, функции и классификация государственного кредита
Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев - государственный кредит.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за гашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов [5, с. 123].
Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов, особенно в сезонных отраслях производства, выплатой премий, отпускных и т. п. Люди могут и сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций и предприятий в связи с длительностью производственного цикла, сезонностью производства и т. п.
1 2