Сущность бюджетной системы Республики Беларусь
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается в целях:
информирования государственных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития бюджетно-налоговой сферы;
оценки финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
отслеживания долгосрочных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается на три года, из которых: первый год - год, на который составляется бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.
Исходной базой для формирования среднесрочной финансовой программы является бюджет на текущий год.
Среднесрочная финансовая программа ежегодно корректируется с учетом уточненных прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь. При этом плановый период сдвигается на один год вперед [2, cт. 86].
Таким образом, при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год составляются следующие документы и материалы:
- основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу;
оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год;
- пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год;
расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год;
основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;
справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
сведения о государственном долге Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств;
другие документы и материалы.
Вышеуказанные документы и материалы представляются одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей [2, cт. 88].
Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета;
предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам;
доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
распределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами и нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;
размеры межбюджетных трансфертов;
нормативы бюджетной обеспеченности;
расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;