Источники формирования государственных финансов
Налоги - это источник государственных финансов. Государство постоянно совершенствует порядок их взимания. Коммерсанты же заинтересованы в снижении налоговой нагрузки. В результате на каждое усовершенствование находится несколько способов минимизации налога и уклонения от его уплаты.
В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Нефтегазовый сектор (НГС) российской экономики, обеспечивающий более 75% общего потребления первичных энергоресурсов и 80% их производства, служит главным источником налоговых и валютных поступлений в государственный бюджет. Россия располагает значительной долей мировых запасов нефти и газа (соответственно 13 и 45%), углеводородные ресурсы являются основой экономической безопасности и суверенитета страны.
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономические операции превратились в России в один из основных источников формирования государственных финансовых ресурсов. Например, в 2001 году, по данным Государственного таможенного комитета РФ, 38% доходной части бюджета приходилось на таможенные платежи (для сравнения: в 1995 году - только 22%).
В России около 40% федерального бюджета формируется за счет внешней торговли. Доминирующее (по оценкам экспертов, около 70%) положение в структуре экспорта занимают топливно-энергетические ресурсы: нефть, нефтепродукты и природный газ. Динамика торгового баланса России (внешнеторгового сальдо, то есть разницы между экспортом и импортом товаров и услуг в стоимостном измерении) следует за изменением мировых цен на нефть. Это означает, что существуют важные показатели, определяющие эффективность российской внешней торговли и наполняемость федерального бюджета: объемы экспорта российской нефти и динамика цен на мировом нефтяном рынке.