Доля отчислений энергетических компаний в государственный бюджет
государственный финансовый бюджет налогообложение
Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Дефицит федерального бюджета без учета доходов от нефти и газа в 2006г. составил 5,2% ВВП, в 2007г. - 5,4% ВВП. Об этом говорил на заседании правительства министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его словам, в последующие годы данный дефицит будет сокращаться, это будет связано со снижением цен на нефть.
А.Кудрин также отметил, что Минфин разработал методику определения нефтяного баланса бюджета. "Я бы назвал его нефтегазовым", - отметил министр. Как сообщил А.Кудрин, разработанная методика позволит определить, насколько федеральный бюджет зависит от цен на нефть и газ и как эта зависимость меняется.
По мнению главы Минфина РФ, "сама экономика стала меньше зависеть от цен на нефть, в то время как расходы и доходы бюджета остаются в высокой степени зависимости от них и при этом имеют влияние на общий рост экономики". "Зависимость бюджета (от нефтяных цен) нужно снижать", - подчеркнул он. А.Кудрин сообщил, что в 2006г. общий объем доходов бюджета составил 22,6% ВВП, при этом несырьевые доходы составят 10,9% ВВП, доходы от нефти и газа - 11,8% ВВП. Таким образом, по словам министра, "52,2% доходов придут от нефти и газа - это самая высокая зависимость бюджета за последние годы".
Это означает, что в 2006г. бюджет "мог позволить потратить 3,8% ВВП из этих доходов", сказал министр. В 2009г. сырьевые доходы составят 6,4% ВВП, то есть они сократятся, но одновременно произойдет сокращение базовых доходов бюджета. Это связано, по мнению А.Кудрина, с дополнительным укреплением рубля - доходы от экспорта товаров в рублевом выражении будут снижаться. При этом темпы роста добычи нефти также будут снижаться, и одновременно будет снижаться прирост экономики. "В этих условиях мы должны проанализировать, как обеспечить гарантированный уровень расходов по взятым социальным обязательствам", - заключил А.Кудрин.