Понятие и функции государственного бюджета
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации бюджетной системой Российской Федерации является основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Рис.
Категория "бюджет" в науке рассматривается в разных аспектах. Бюджет как экономическая категория представляется совокупностью общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет государства как правовая категория - это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.
Действующий Бюджетный Кодекс Российской Федерации определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Данная формулировка понятия бюджета представляется не вполне удачной. Более четко, по моему мнению, понятие бюджета дано, например, в Бюджетном Кодексе Украины, который определяет бюджет как «план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода». Несмотря на то, что Бюджетный Кодекс Украины рассматривает бюджет только как правовую категорию, использование термина «план», а не «форма», на мой взгляд, лучше отражает содержание тех общественных отношений, которые возникают между участниками бюджетных отношений.
Современная бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
1) единства бюджетной системы Российской Федерации;
2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
) самостоятельности бюджетов;
) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
) сбалансированности бюджета;
) результативности и эффективности использования бюджетных средств;
) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
) прозрачности (открытости);
) достоверности бюджета;
) адресности и целевого характера бюджетных средств;
) подведомственности расходов бюджетов;
) единства кассы.
Бюджет выполняет две основные функции: распределительную и контрольную.
Через распределительную функцию происходит накопление в руках государства (муниципального образования) денежных средств и их использование в целях удовлетворения общегосударственных (муниципальных) нужд. Суть контрольной функции бюджета состоит в том, что через информацию о движении бюджетных ресурсов, отражаемую в показателях бюджетных поступлений и расходных назначений, государство получает объективные сведения о происходящих в обществе экономических процессах и тем самым их контролирует.