Состав доходов государственного бюджета
Доходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти.
В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета складываются из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
К налоговым доходам государственного бюджета относятся доходы от федеральных налогов и сборов, а так же государственные пошлины.
К неналоговым доходам относятся таможенные пошлины, доходы от использования государственного имущества, доходы от продажи имущества, доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации), средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям государственного бюджета относятся межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Такое структурирование доходов федерального бюджета, на мой взгляд, основано на формальных критериях и не является интересным для анализа доходов. Так, например, налог на добычу полезных ископаемых относится к налоговым доходам, а вывозная таможенная пошлина на нефть к неналоговым. В то же время оба вида этих доходов непосредственно связаны с реализацией одного и того же товара - нефти. Абсолютно без последствий для бюджета можно снизить таможенную пошлину на нефть, увеличив налог на ее добычу, или, наоборот, снизить налог на добычу нефти, повысив таможенную пошлину. Мне представляется, что более интересным было бы структурирование доходов федерального бюджета по отраслевому признаку.
В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают закрепленные доходы и регулирующие доходы. Закрепленные, или собственные, доходы бюджетной системы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам.
Рис.
Ниже представлена динамика доходов федерального бюджета за период с 2006 года.
На диаграмме видно увеличение доходов с 2006 по 2008 год. Однако, в связи с кризисом в 2008 году, мы наблюдаем резкий спад доходов в 2009 году с 9275,9 до 7337,8 млрд. рублей или примерно на 21%. В результате анализа Федерального закона от 28.12.2009 N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год" и Федерального закона от 03.10.2010 N 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год", можно сделать вывод, что основной спад произошел по показателям "Налог на прибыль организаций" (снижение на 566 млрд. руб. или на 74% к показателю 2008 года), "Налог на добычу полезных ископаемых" (снижение на 623 млрд. руб. или на 39% к показателю 2008 года) и "Вывозные таможенные пошлины" (снижение на 817 млрд. руб. или на 29% к показателю 2008 года). Снижение доходов по указанным показателям связано, в основном, со снижением в 2009 году ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, и резкого снижения цены нефти на мировых рынках, исходя из которой рассчитываются таможенные пошлины и ставки налога на добычу полезных ископаемых. Уже с 2010 года мы видим увеличение дохода государственного бюджета. И в 2011 году доходы федерального бюджета превысили докризисный уровень и составили 11366 млрд. рублей, что на 1062,6 млрд. рублей больше, чем было запланировано.