Анализ бюджетного дефицита
Бюджет на 2012 год утвержден с дефицитом, равным 876 588 787,1 тыс. рублей. В 2013 году дефицит федерального бюджета прогнозируется в размере 1024,7 млрд. рублей, что примерно на 17% больше, чем в 2012 году. А в 2014 году бюджетный дефицит уменьшится примерно на 52% и составит 491,1 млрд. рублей.
С учетом прогноза ВВП в 2012-2014 годах, приведенном в Федеральном законе от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", можно рассчитать, что дефицит федерального бюджета составит в 2012 году - 1,5%, в 2013 - 1,6% и в 2014 - 0,7% к ВВП.
Прогнозируемый уровень инфляции в Российской Федерации в 2012г. должен составить не более 6,0%, в 2013г. - не более 5,5%, а в 2014г. - не более 5,0%.
Приведенные выше данные позволяют сделать вывод, что бюджетный дефицит Российской Федерации значительно ниже уровня инфляции и находится на допустимом уровне по отношению к ВВП.
Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что, главным образом, дефицит федерального бюджета в 2012-2014 годах будет финансироваться за счет внутренних источников финансирования, а именно за счет разницы между средствами, поступившими от размещения, и средствами, направленными на погашение, государственных ценных бумаг, выраженных в Российских рублях. В 2012 году источники внешнего финансирования бюджетного дефицита страны имеют отрицательное значение.
Заключение
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации на 2012-2014 годы говорится о том, что главной задачей российской экономики должна стать новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Задачи, поставленные Президентом РФ, очень важные, но судя по запланированным доходам и расходам федерального бюджета, трудно выполнимые.
В результате проведенного анализа доходов и расходов Государственного бюджета Российской Федерации на 2012-2014 годы, можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, экономика России продолжает оставаться сырьевой, зависимой, в основном, от стоимости нефти на мировом рынке. Структура доходов государственного бюджета в ближайшие годы не изменится.
Во-вторых, планируемый уровень бюджетного дефицита находится в пределах 2%, что соответствует международным стандартам.
В третьих, в расходах бюджета виден явный перекос в поддержке военно-промышленного комплекса и правоохранительной системы и снижение инвестиций в человеческий капитал. А без здорового, образованного и довольного жизнью человека невозможно построить сильное государство. "Образование и здравоохранение - это инвестиции в тех, кто, собственно и будет производить ВВП, кто должен на себе вытащить экономику, - говорит замдиректора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Евгений Гонтмахер. - Но, помогая пенсионерам, государство не занимается помощью работающему населению, численность которого сокращается". Наоборот, по словам Гонтмахера, значительная часть социальных расходов переносится на средний класс. Например, будут на 10% увеличены отчисления с высоких зарплат. Поэтому вряд ли можно ожидать, что к 2014 году произойдет модернизация нашей экономики.
Приложение 1.
Таблица. Структура доходов федерального бюджета на 2011-2014 год.
Приложение 2
Таблица. Структура расходов федерального бюджета на 2011-2014 год.