Значимость роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ
Существенной особенностью акциза является его взимание только в сфере производства (акцизами не облагаются работы и услуги). Индивидуальность взимания этого налога (т.е. обложение им отдельных товаров и по индивидуальным ставкам) позволяет использовать акцизы в качестве инструмента государственного регулирования деловой активности на рынках отдельных товаров.
Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется высокой долей косвенных налогов - за последние семь лет она не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 %.
Стабильность доходов обуславливается высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных - за последние семь лет не опускается ниже 74 %.
По данным ФНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию (см. таблицу 1 в "Приложении"). Основная их часть приходится на группу "спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия", доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год, а в 2010 практически на столько же больше, чем в 2009 - 21,9%. Из них 441,4 млрд. рублей приходится на акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 5,7% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2010г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 23,3%, налога на прибыль организаций - 23,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,06%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,3% (см. Таблицу 2 в "Приложении").
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 582,7 млрд. рублей, что на 15,8% больше, чем в январе 2010 года.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2011г. обеспечили поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 32,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 24,9%, налога на доходы физических лиц - 16,7%, налога на прибыль организаций - 11,6%. (см. рисунок 1 в "Приложении").
В январе 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 47,8 млрд. рублей, что на 5,1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (88,6%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) (см. Таблицу 4 в "Приложении").
В итоге мы видим наглядно, что акцизы всегда имели большую долю в совокупных налоговых поступлениях ч. т.д.
Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).