Борьба с бюджетным дефицитом и государственным долгом в России
Действующий Бюджетный кодекс устанавливает жесткие ограничения на размер нефтегазовых доходов и бюджетный дефицит". Кодекс выполнил свою задачу - позволил накопить резервы, но теперь их надо пустить вод. Нормы бюджетного законодательства должны быть адекватны текущей ситуации. Иными словами, необходима корректировка.
Поправки Минфина предлагают покрыть дефицит бюджета за счет средств Резервного фонда. Государство сознательно идет на масштабное снижение резервов. Они пойдут на финансирование взятых государством на себя обязательств и антикризисные мероприятия. Сокращения бюджетных расходов не будет, будет даже увеличение. Законопроект включает в себя расширение прав регионов по поддержке муниципалитетов.
Меняется порядок предоставления трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями. Сейчас помощь муниципалитетам подчиняется единой формуле - точечная поддержка допускается лишь в отношении 10% таких образований. Поправки предусматривают внесение изменений не только в Бюджетный кодекс, но и в Таможенный кодекс, а также в федеральные законы. Это еще одна мера реагирования правительства на кризис. Сейчас Бюджетный кодекс ограничивает право правительства вносить бюджет с дефицитом больше, чем 1% ВВП. Превышение возможно лишь на сумму использования резервного фонда в целях пополнения нефтегазового трансфера. То есть если в текущем году цены на нефть снизились, то разрешается брать средства из Резервного фонда, чтобы покрыть дефицит. С принятием нового закона Резервный фонд можно будет использовать для покрытия и других, не поступивших в бюджет доходов. Таким образом, на 4 года (с 2009 по 2012 г.) приостанавливается норма ограничения дефицита бюджета.
Дефицит 2012 года будет уже, безусловно, меньше 3%, а с 2013 года норма, ограничивающая дефицит, вернется в Кодекс. Средств Резервного фонда хватит на два с половиной года, дальше России придется прибегнуть к заимствованиям, если кризис продолжится. И в законодательстве должна быть предусмотрена и эта возможность.
Второй блок поправок - предложение признать утратившим силу федеральный бюджет 2010-2011 гг. "Трехлетний бюджет становится вновь однолетним. Такое глубокое снижение доходов, как на 30% в 2009-м и примерно аналогичные в 2010 и 2011 гг., требовали пересмотра многих программ и нет смысла их урезать - есть необходимость заново пересмотреть приоритеты и полномочия". Трехлетним бюджет стал снова с 2010 года. Признание утратившими силу бюджетов не влечет отмену уже заключенных долгосрочных контрактов. Прежде всего это касается инвестиционной программы и оборонного заказа. Данный механизм будет продолжать жить своей жизнью. Публичные обязательства, принятые государством, также будут исполняться без изменений и в полном объеме, повторил он уже не раз звучавшее из Белого дома обещание. Пересмотр же коснется ряда объектов, которые еще не начаты: они передвинутся на более поздние сроки. Еще одно новшество Министерства финансов - перенос счетов таможенной службы в казначейство - позволит бюджету напрямую получать средства. Эта мера будет иметь огромное значение для снижения дефицита бюджета, который фактически получает дополнительный доходный источник. По новому законодательству, "Роснанотех" и корпорация по реформированию ЖКХ получат возможность возвращать в бюджет размещенные ими свободные средства. Они не преминут этим правом воспользоваться, после решения правительства.
Чтобы покрыть бюджетный дефицит, Россия продаст доли в госкорпорациях. Российское правительство, которое всего несколько лет назад откладывало на черный день миллиарды нефтедолларов, ныне столкнулось со столь крупным бюджетным дефицитом. По некоторым оценкам, это станет крупнейшей программой приватизации в России с 1990-х годов. Правда, правительство собирается продавать только миноритарные пакеты компаний: контрольные пакеты оно оставит за собой, но разделит с частными инвесторами значительную часть рисков и прибылей.
Приватизация ожидалась с начала финансового кризиса, но масштабы плана наводят на мысль, что кризис государственного долга, характерный для Европы, захватил и Россию. До самого последнего времени российское государство увеличивало свою долю в экономике.
Программа касается 11 компаний, в том числе государственной нефтяной компании, государственных железных дорог, морского торгового флота, двух государственных банков и компании, управляющей ГЭС. Сейчас подходящий момент для перехода от национализации к приватизации. Цены на сырье высоки, и цены на активы - тоже, но одновременно Россия нуждается в наличных деньгах.
Главная причина бюджетного дефицита - рост расходов на оборону. Российским чиновникам пришлось выбирать между двумя "священными коровами" - армией и нефтепромышленными госактивами. Увеличиваются также бюджетные расходы на образование и обслуживание долга.