Консолидированный бюджет. Общая характеристика доходов консолидированного бюджета
Доходы бюджета, кроме субсидий из Федерального фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций, называются собственными доходами бюджета.
В составе доходов бюджетов обособлено учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Так, доходы федеральных целевых бюджетных фондов распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом (ст.54 Бюджетного кодекса РФ).
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Федеральному бюджету отводится главная роль в консолидированном бюджете, прежде всего в реализации социально-экономической политики, осуществляемой Федеральным Собранием и Правительством РФ. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:5
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100%;
налога на добавленную стоимость - по нормативу 100%;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100%;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%;
акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100%;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40%;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100%;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимых на территорию РФ, - по нормативу 100%;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением аза горючего природного) - по нормативу 95%;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40%;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70%;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100%;
водного налога - по нормативу 100%;
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100%.
Основными неналоговыми доходами, зачисляемыми в федеральный бюджет, являются:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;
часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей унитарных предприятий, созданных РФ, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты);
таможенные пошлины и таможенные сборы - по нормативу 100%;
платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%;
плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%.
В доходы федерального бюджета поступают:
прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;
доходы от внешнеэкономической деятельности.