Анализ современной бюджетной политики в области доходов
Доходы федерального бюджета в 2009 году составят 9518,3 млрд. рублей, что в реальном выражении на 1,2% ниже, чем в 2008 году. В целом за 2009-2011 доходы в реальном выражении возрастут на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год. Для сравнения: в 2006-2008 гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1% (27,4% за период). По отношению к ВВП доходы бюджета сократились с 21,2% в 2008 году до 19,6% в 2009 году и 18,0% в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились с 10,1% ВВП в 2008 году, до 5,8% ВВП в 2011 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 47,4% в 2008 году до 32,3% в 2011 году [34]. Более наглядно структура доходов федерального бюджета в% к ВВП отображена в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Структура доходов федерального бюджета в% к ВВП
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 (оценка) |
2011 (оценка) |
Всего доходов |
21,23 |
19,58 |
18,68 |
17,96 |
В т. ч. | ||||
Налог на прибыль организаций |
1,52 |
1,41 |
1,36 |
1,34 |
ЕСН |
1,18 |
1,21 |
1,24 |
1,28 |
НДС |
2,88 |
3,68 |
3,63 |
3,63 |
Акцизы |
0,36 |
0,37 |
0,37 |
0,39 |
НДПИ |
3,46 |
2,4 |
2,09 |
1,87 |
Таможенные пошлины |
8,18 |
6,75 |
6,1 |
5,54 |
Нефтегазовые доходы |
10,06 |
7,49 |
6,52 |
5,8 |
Не нефтегазовые доходы |
11,17 |
12,09 |
12,16 |
12,16 |
Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что сокращение нефтегазовых доходов происходит в результате снижения удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием трех фундаментальных факторов [35].
. Наметилась долгосрочная тенденция замедления добычи и экспорта нефти. Так, если в 2000-2007 годах среднегодовые темпы прироста добычи нефти составили 6,2%, то в 2008-2011 годах они прогнозируются на уровне 1,4%, среднегодовые темпы прироста экспорта нефти составят 0,4% в 2008-2011 годах против 8,7% в 2000-2007 годах.
Не нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2009-2011 годах находятся на уровне 12,1% ВВП
. Происходящее в последние годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями - такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала - существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов (которые "привязаны" к стоимости экспорта, либо пропорциональны обменному курсу доллара - как НДПИ на нефть).
. Прогнозируемое снижение цен на нефть с 92 долл. США за баррель в 2008 году до 72 долл. США за баррель в 2011 году.
1 2