Оценка бюджетной политики России в области расходов
При этом социальная направленность федерального бюджета в основном реализуется путем финансового обеспечения ключевых направлений и программ общенационального значения (высшее и, в значительной степени, среднее профессиональное образование, высокотехнологичная медицинская помощь, особо значимые учреждения культуры), а также путем предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, в том числе - целевого характера (субвенции на реализацию "делегированных" полномочий в сфере социальной защиты населения, субсидии в рамках реализации приоритетных национальных проектов, поддержки сельского хозяйства, реализации федеральных целевых программ).
В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2009 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2008 года.
Таблица 2.2 - Основные параметры расходов федерального бюджета на 2006-2011 гг. [34]
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
Оценка | |||
Отчёт |
Отчёт |
Отчёт |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Расходы, всего млрд. руб. |
4284,8 |
5986,6 |
7021,9 |
8810,4 |
9791,6 |
10706,0 | |
% ВВП |
15,9 |
18,1 |
16,6 |
18,1 |
17,6 |
16,9 | |
Процентные расходы, млрд. руб. |
172,8 |
143,1 |
179,9 |
205,5 |
241,4 |
308,0 | |
Непроцентные расходы, млрд. руб. |
4112,0 |
5843,5 |
6842,1 |
8604,9 |
9305,3 |
9862,6 | |
Прирост к предыдущему году | |||||||
млрд. руб. |
1701,8 |
1035,3 |
1788,5 |
981,2 |
914,4 | ||
% в номинальном выражении |
39,7 |
17,3 |
25,5 |
11,1 |
9,9 | ||
% в реальном выражении |
24,8 |
6,1 |
16,7 |
3,9 |
2,4 | ||
Определение общего объема расходов федерального бюджета осуществлялось в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации требованиями в отношении размера: