Направления совершенствования Государственного бюджета
В бюджете на 2009 год расходы запланированы на уровне 9,025 триллиона рублей, доходы - 10,927 триллиона рублей, профицит - 1,9 триллиона рублей. Этот вариант рассчитывался исходя из прогнозной цены на нефть в 95 долларов за баррель, и в любом случае будет корректироваться в соответствии с новым прогнозом - 41 доллар за баррель.
Размер дефицита федерального бюджета в 2009 году будет зависеть от объема пакета антикризисных мер, в случае сохранения расходов на утвержденном ранее уровне 9,025 триллиона рублей он составит 6,1% ВВП, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
"В настоящее время есть необходимость профинансировать дополнительные антикризисные меры. Поэтому правительство сейчас рассматривает глубину распределения бюджетных расходов", - продолжил Кудрин. По его словам, в основном дополнительные антикризисные меры планируется профинансировать за счет перераспределения бюджетных средств в рамках уже утвержденных расходов бюджета.
Высокая зависимость российской экономики от нефти и газа снижает устойчивость бюджета, что требует проведения взвешенной бюджетной политики и особых механизмов управления обязательствами государства.
Именно неустойчивость, как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте поступлений в бюджет от нефти и газа делает необходимым переход к бюджетному планированию на основе концепции «ненефтегазового бюджета», которая предусматривает:
. Раздельный учет нефтегазовых и ненефтегазовых доходов.
. Определение оптимальной величины нефтегазового трансферта - нефтегазовых доходов бюджета, которые могут использоваться для финансирования расходов.
. Создание на базе стабилизационного фонда нефтегазового фонда с выделением в его составе резервного фонда и фонда сбережений.
. Определение предельной величины заимствований и других источников покрытия дефицита, направляемых на финансирование ненефтегазового дефицита.
Использование концепции «ненефтегазового бюджета» позволит практически полностью взять под контроль зависимость бюджетной политики от колебаний внешней конъюнктуры, а также гарантировать стабильный уровень расходов в случае неожиданного снижения цен (как в 2008 году) на ресурсы и постепенного перехода к обеспечению большей части расходов бюджета ненефтяными поступлениями.
1 2