Налоги в доходах бюджета
В условиях рынка налоги становятся важным элементом бюджетных отношений. В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль. Ни одно государство не может существовать без налогов.
Источником налога является внутренний валовый продукт (ВВП), т.е. добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны в течение определенного периода (обычно года). Мобилизованная часть созданного ВВП с помощью налогов становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментами перераспределения ВВП (или национального дохода).
Как участник перераспределительного процесса налоги входят в систему производственных отношений и выступают в роли экономической категории.
Налоговый кодекс РФ (ст.8) так определяет налоги:
Налоги - это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.6
Социально-экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через функции. В условиях рыночных отношений налогам присущи четыре основные функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная, каждая из которых отражает отдельную сторону этой экономической категории.7
Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.
Через фискальную функцию государство обеспечивает:
- достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;
- равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;
повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;
выполнение функций и задач государства;
сохранение социальной стабильности.
Значение фискальной функции с развитием рыночных отношений возрастает. В последние годы тенденция к сокращению роста налоговых доходов сохраняется, поскольку рост налогов вызывает увеличение издержек производства, удорожание товаров и сдерживает темпы экономического роста. К этому следует добавить недовольство населения усилением налогового бремени. В то же время общий объем налоговых доходов, мобилизуемых государством, достаточно велик, что свидетельствует о заметной роли фискальной функции налогов.
Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические отношения в стране. Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом.
Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы трех субъектов - государства, хозяйствующих субъектов, граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат. В ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию уделяется определенное внимание налогам, которые должны выступать не только источниками бюджетных доходов, но и создавать предпосылки ускорения экономического роста. Для решения этой задачи с начала этого десятилетия постепенно снижается уровень налогового давления на юридических и физических лиц. Так, с целью стимулирования производства с 1 января 2002 года уменьшена основная ставка налога на прибыль организаций (с 30% до 24%), а с 1 января 2005 года - налоговая ставка НДС (с 20% до 18%). Расширению спроса служит введение с 1 января 2001 года единого пропорционального налога на доходы физических лиц со ставкой в размере 13%.
Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. С этой целью государства во всем мире используют прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налога с малых доходов физических и юридических лиц и высокие с больших доходов), освобождение от некоторых налогов отдельных категорий субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многосемейных), низкое обложение социально значимых товаров и услуг (понижение ставок НДС) или повышение косвенных налогов на предметы роскоши.
Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.
Анализ социально-экономической сущности налогов позволяет вскрыть их специфические признаки.
Налоги - это
- участник перераспределительных процессов ВВП (или национального дохода);
1 2