Динамика доходов консолидированного бюджета РФ
На протяжении всего рассматриваемого периода в бюджетных доходах РФ главенствуют налоговые доходы. Наиболее весомыми доходами бюджета являются налог на добавленную стоимость и акцизы.
В структуре бюджетообразующих налогов исключительно важная роль принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). НДС - это разновидность косвенного налога на товары и услуги, устанавливается в процентах от облагаемого оборота. НДС является формой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товара, до перехода его к конечному потребителю. Это один из самых распространенных косвенных налогов на товары и услуги. В российской налоговой системе НДС используется с 1992 года. Этот налог практически заменил (вместе с акцизами) налог с оборота. Не только заменил, но и заметно превзошел его по своей роли в формировании доходов, регулировании экономики, ценообразовании. Ярко выраженной тенденцией является повышение его роли в доходах бюджета. Налог на добавленную стоимость стал одним из главных источников бюджетных доходов. Так, в 2007 году в консолидированный бюджет поступит 3894,83 млрд. руб. НДС, что составит 34,2% всех доходов консолидированного бюджета.
С 2001 года применяются три ставки НДС. По товарам, работам и услугам, включая подакцизные продовольственные товары, ставка НДС составляет 18%. Налогообложение по ставке 0% осуществляется при реализации только определенного круга товаров, работ и услуг. Льготная ставка НДС в размере 10% установлена на ограниченную группу товаров.9
К числу косвенных налогов относятся и акцизы. Акциз - это разновидность косвенного налога на отдельные виды товаров. Устанавливается либо в процентах к стоимости товаров, либо в твердых ставках за единицу измерения. Акцизы включаются в структуру цены подакцизной продукции, во многом определяют уровень цены конечной продукции. Акцизы - это один из наиболее надежных источников доходов бюджета. Ставки акцизов в соответствии с Налоговым кодексом РФ установлены едиными по территории страны. В последние годы они имеют устойчивую тенденцию к росту. Особенно быстрыми темпами растут акцизы на спирт этиловый, крепкие алкогольные напитки, табачные изделия, бензин автомобильный. Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом РФ расширилась структура подакцизных товаров. Так, в число подакцизных товаров включено дизельное топливо и масло для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. В 2007 году в консолидированный бюджет поступит 592,2 мдрд. руб. акцизов, что составит 5,2% доходов бюджета. Почти пятая часть федерального бюджета формируется от поступлений акцизов. Акцизы в определенной мере призваны ограничить неумеренное потребление алкогольной продукции и табачных изделий, так как акциз играет важную роль в ценообразовании на эту группу товаров.
Налог на доходы физических лиц занимает достаточно скромное место, что не соответствует традициям рыночной экономики. Именно этот налог соответствует основным принципам налогообложения - всеобщности, равномерности, справедливости. Немаловажное значение в его повсеместном распространении имеет и относительная простота, и низкий уровень затрат по его сбору. Первоначально, при введении налога на доходы физических лиц (с 1991 года) была установлена прогрессивная шкала с дифференциацией налоговых ставок от 12 до 30%. С 1 января 2001 года введена пропорциональная система налогообложения с единой ставкой для основной части доходов в размере 13%.
В системе прямых налогов особая роль принадлежит налогу на имущество организаций. Этот налог относится к региональным налогам, регулируется Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Федерации. Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Налог на имущество играет важную роль в доходах регионов.
Структура доходов (налоговых поступлений) бюджета отражает социальный состав общества, дает характеристику его экономического базиса. Таким образом, косвенные налоги превалируют в доходах консолидированного бюджета, как механизм перераспределения ВВП в пользу государства, что говорит, как правило, об отставании в экономическом развитии, о низком уровне доходов членов общества, занятых в производстве товаров и услуг. Косвенные налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев.
В анализируемом периоде отмечается рост поступлений неналоговых доходов, что связано с расширением их состава, который увеличен Федеральным законом РФ от 20 августа 2004 года. В настоящее время неналоговые доходы пополнились за счет таможенных пошлин и таможенных сборов, а также платежей за пользование природными ресурсами (недрами, биологическими ресурсами, лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, платы за перевод лесных земель в нелесные, платы за негативное воздействие на окружающую среду). Наиболее существенный рост отмечен доходов от внешнеэкономической деятельности: с 45,46 млрд. руб. в 2001 году до 4168,15 млрд. руб. в 2007 году.