Понятие и цели инновационной деятельности
Под инновационной деятельностью подразумевают вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам[2].
Вообще под инновацией понимают конечный результат инновационной деятельности, которому свойственно воплотиться в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость[3].
Инновационная деятельность, которая представляет собой НИОКР и внедрение их результатов в производство, является важнейшей сферой деятельности любой бизнес-организации. В [4] указывается на то, что в своей деятельности подразделения НИОКР должны опираться на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.
Задача НИОКР заключается в создании новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР - это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими уровнями риска и неопределенности. При этом стоит заметить, что в большинстве случаев управление НИОКР является более важной задачей, чем сам процесс исполнения НИОКР, т.к. здесь также ответ на вопрос «куда идти?» остается более важным, чем вопрос «как идти?».
Важность первого вопроса состоит в том, что любая инновационная деятельность предполагает финансовые затраты, которые не могут быть безграничными. Причем, чаще всего, бизнес-организация привлекает на подобные цели заемные средства (кредиты, инвестиции), которые, тем более, не могут быть потрачены напрасно. Поэтому выбор сферы и точек приложения инновационной деятельности - наиболее важный этап этой деятельности. Точки приложения инновационной деятельности, которые будут обозначены в бизнес-организации, зависят от вида инновационной деятельности, который заложен в план стратегического развития. До настоящего времени основными видами инновационной деятельности на российских предприятиях являются технические и информационные инновации.
При переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности посредством управления интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов.
В принципе, инновационная деятельность, как процесс, является составной частью производственно-коммерческого цикла предприятия и не имеет индивидуального правового обеспечения в данном качестве. С другой стороны, результатом инновационной деятельности может стать не только материальный продукт, но и продукт нематериальный, который также является предметом купли-продажи. Поэтому вопросы коммерческого обеспечения результатов инновационной деятельности имеют правовую подоплеку в рамках российского законодательства. Кроме того, инновационная деятельность в Российской Федерации является национальным приоритетом развития экономики страны, данный процесс определен как объект государственной поддержки, поэтому здесь также существует определенная законодательная база.
1 2