Внебюджетные источники финансирования колледжа
Доходы от образовательной деятельности, как мы отмечали выше, складываются из следующих составляющих: бюджетных средств, внебюджетных поступлений и арендных платежей. Бюджетное финансирование находится в зависимости от числа студентов согласно государственному заказу (государственный заказ определяется Министерством образования), однако в наиболее критической экономической ситуации министерство может снизить финансирование и профинансировать только защищенные статьи бюджета (главным образом часть заработной платы). Привлечение и использование внебюджетных средств, полученных от образовательной деятельности, позволяет покрыть оставшуюся долю расходов, тем самым обеспечив колледжу окупаемость и экономическую устойчивость.
Анализ смет показал, что объем внебюджетных поступлений значительно уступает объему бюджетных ассигнований, что можно рассмотреть наглядно на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Источники формирования финансовых ресурсов
Как мы видим, первые три года наблюдается уменьшение внебюджетных поступлений, но к концу 2011 года их объем увеличивается на 506,8 тыс. р. по сравнению с 2010 годом. Однако на этот момент происходит резкое снижение доходов от сдачи имущества в аренду - на 1750,6 тыс. р. в сравнении с показателем предыдущего года. Это произошло за счет освобождения арендуемой площади. Именно поэтому мы наблюдаем рост бюджетных поступлений, т.к. не поступили запланированные доходы от внебюджетной деятельности и сдачи имущества в аренду.
Распределение удельного веса фактических внебюджетных поступлений изобразим на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Структура источников финансовых ресурсов
Мы видим, что доля внебюджетных поступлений с каждым годом снижается. Даже с учетом роста на 2011 год абсолютного показателя внебюджетных поступлений, их удельный вес в общей массе доходов снизился на 4,46 %.
По данным смет изменение фактического объема внебюджетных поступлений на рисунке 2.3 выглядит следующим образом.
Рисунок 2.3 - Изменение фактического объема внебюджетных поступлений
Проведем анализ внебюджетных поступлений, который позволит нам оценить изменение внебюджетных поступлений отчетного периода по сравнению с базовым и темп их роста, а также выявить, за счет каких факторов произошло изменение и насколько оно повлияло на изменение внебюджетных поступлений.
Рассчитаем общее изменение внебюджетных поступлений с помощью формулы 2.1:
, [2.1]
где Вn+1 - внебюджетные поступления отчетного периода;
Вn - внебюджетные поступления базового периода;
n - период.
Для более точной оценки расчеты произведем с учетом инфляции, которая, по данным Росстата, составила: в 2009 году - 8,8 %, в 2010 году - 8,8 %, в 2011 году - 6,1 %.
Тогда мы получим следующие данные:
ΔВ2009 = -3588,062 тыс. р.
ΔВ2010 = -2528,498 тыс. р.
ΔВ2011 = -537,581 тыс. р.
Как мы видим, объем внебюджетных поступлений снижается в течение первых двух лет исследуемого нами периода, но к концу 2011 года ситуация начинает улучшаться. Увеличение средств от приносящей доход деятельности, как мы отмечали выше, произошло, в первую очередь, из-за открытия новых специальностей и, соответственно, появления дополнительных групп.
Рассмотрим темп роста внебюджетных ассигнований с учетом инфляции, который рассчитывается по формуле 2.2:
, [2.2]
Темп прироста внебюджетных поступлений меняется с каждым периодом в сторону увеличения, что говорит об уменьшении снижения внебюджетных доходов, поэтому видна положительная динамика.
При анализе внебюджетных поступлений оптимальным является факторный анализ, который позволяет оценить изменение внебюджетных поступлений за счет изменения объема полученных внебюджетных средств, структуры внебюджетных средств, а также цен на товары и оказываемые услуги. Поскольку основным направлением деятельности учреждения является образовательная деятельность, мы рассмотрим внебюджетные поступления от обучения студентов на договорной основе. С помощью факторного анализа можно оценить влияние изменения числа студентов, обучающихся на платной основе, и изменения цены на образовательную программу на величину внебюджетных поступлений от образовательной деятельности.