Анализ финансовых результатов и рентабельности
За 2012 год не наблюдается каких-либо значимых структурных изменений прибыли. В наибольшей степени (2 %) в общей сумме выручки снизилась доля налогооблагаемой прибыли по причине значительного (1,7 %) снижения доли внереализационных доходов.
Приводимые в различных источниках методики факторного анализа прибыли заключают в себе существенный недостаток. Чтобы использовать эти методики, следует обладать некоторым объемом информации, не содержащимся в официальной бухгалтерской отчетности. Например, следует знать номенклатуру выпуска продукции, индекс роста цен на каждую группу продукции предприятия и т. д.
В данном случае мы используем простейшую методику, которая позволяет определить влияние факторов на изменение прибыли от реализации на основе данных официальной бухгалтерской отчетности.
Рост прибыли от реализации обусловлен:
- ростом выручки от реализации,
- изменением уровня себестоимости,
- изменением уровня коммерческих расходов,
Фактор роста выручки учитывается следующим образом:
руб.,
где - изменение прибыли от реализации за счет изменения выручки; Вотч, Вбаз - выручка от реализации отчетного и базисного года; P6aз - рентабельность базисного года.
Изменение прибыли от фактора изменения уровня себестоимости рассчитывается по формуле:
руб.,
где , - уровень себестоимости отчетный и базисный, рассчитываемый как отношение себестоимости реализованной продукции по форме № 2 к объему реализации из этой же формы. Выручка в данном случае является количественным признаком и закрепляется на уровне текущего или отчетного года.
Изменение прибыли от фактора изменения уровня коммерческих и управленческих затрат рассчитывается соответственно по формулам:
руб.,
руб.,
где , . , - уровень коммерческих и управленческих расходов отчетный и базисный, рассчитываемый как отношение соответствующих расходов по форме № 2 к объему реализации из этой же формы. Далее производим проверку:
,
45638 = - 47566,8 + 34213,3 - 2747 - 29537,2,
45638 = - 45638
Изменения по всем факторам совпадают с общим изменением прибыли от продаж.
Наибольшее влияние на изменение прибыли вызвали снижение выручки и себестоимости и увеличение управленческих расходов. Рост коммерческих расходов (прирост составил 128 %) не оказал существенного влияния на снижение прибыли, т.к. коммерческие издержки составляют мизерную долю (1 %) в суммарных затратах организации.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход.
Анализируя прибыль можно сказать о ее увеличении. Основными источниками увеличения суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества предоставляемых услуг.
Анализ рентабельности предприятия
Абсолютные показатели прибыли не всегда дают четкое представление об эффективности деятельности коммерческих организаций, так как одни и те же суммы прибыли могут быть получены в различных экономических условиях. Для измерения эффективности деятельности коммерческих организаций применяются показатели рентабельности.
Рентабельность отражает уровень прибыльности или доходности. Показатели рентабельности - это относительные показатели (коэффициенты), в которых сумма прибыли сопоставляется с каким-либо другим показателем, отражающим условия хозяйствования, например с суммой выручки (нетто) от продаж, суммой собственного капитала и др.