Теоретические аспекты анализа финансового состояния бюджетной организации
Наряду с коммерческими предприятиями и организациями бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели (результаты) хозяйственной деятельности. Экономические показатели деятельности бюджетных учреждений используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.
К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести:
объем бюджетного финансирования;
расходы по бюджету;
доходы от оказания платных услуг,
расходы, связанные с оказанием платных услуг;
прибыль (убыток) от оказания платных услуг.
Основными этапами анализа финансового состояния являются:
. На первом этапе выбирается объект, цели исследования и постановка задачи.
. Второй этап. Выбор основных показателей работы организации.
. Третий этап. Определение источников информации, каковыми являются данные:
) финансового учета;
) аналитического учета;
) статистического учета.
. Четвертый этап. Непосредственный анализ финансового состояния.
. Пятый этап. Выявление неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности работы высшего организации.
. Шестой этап. Определение наиболее перспективных видов внебюджетной деятельности организации на основе полученных результатов.
. Седьмой этап. Разработка мероприятий организационно-экономических инноваций, способствующих повышению эффективности работы организации.
Каждый этап предложенного алгоритма исследования финансового состояния бюджетного учреждения присутствует как самостоятельный блок, требующий более глубокой детализации и проработки. Результаты, полученные на отдельных этапах, могут быть экономически значимы как сами по себе, так и для использования в качестве исходных данных для дальнейшего анализа.
Бюджетные учреждения, являясь распорядителями средств, не имеют в своём владении денежные средства. Весь объём денежных средств сосредоточен на единых счетах. Доступ к этим счетам бюджетные учреждения получают только через использование лицевых счетов, которые они открывают в финансовых органах. Таким образом, вместо счетов учёта денежных средств у бюджетных учреждений имеются счета внутренних расчётов с органами, организующими исполнение бюджета.
Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из трех источников финансирования, под которыми подразумеваются бюджетное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и безвозмездные поступления.
Источником анализа финансового состояния бюджетного учреждения является смета.
Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих функционирование бюджетных учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных средств. Смета действует в течении финансового года - с 1 января по 31 декабря.
На основании соответствующим образом утвержденной сметы у участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета - руководителей бюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, - с другой, возникают права и обязанности. С принятием БК РФ кардинально возросло значение сметы. Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.
Индивидуальные сметы, содержат расходы и доходы только одного учреждения и позволяющие учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Они составляются бюджетным учреждением и содержат только расходы этого бюджетного учреждения.
Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:
) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;
) оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице и т.д.);
) расчеты по отдельным статьям сметы;
В сводных сметах объединяются индивидуальные сметы. Обычно они формируются федеральными министерствами и ведомствами по своему ведомству, исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления в территориальном размере.
Сводные сметы делятся на:
) индивидуальные сметы бюджетных учреждений в качестве сводных;
) сметы расходов на централизованные мероприятия в качестве сводных.
Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет; сметы централизованных мероприятий, которые составляются федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления для централизованных мероприятий (например, учебный семинар для врачей).
1 2