Сущность рентабельности, значение и роль в деятельности предприятия
По вышеприведенной таблице можно сделать вывод о том, что в целом динамика рентабельности продаж товаров продукции (работ, услуг) имеет положительную тенденцию роста. Семилетний рост незначителен и составляет три процентных пункта. Спад данного показателя наблюдается в разгар мирового финансового кризиса.
Наибольшей рентабельностью проданной продукции обладает такая экономическая деятельность как - добыча полезных ископаемых. Темп роста рентабельности продаж по данному виду экономической деятельности составил 159,38% (темп прироста- 59,38%), в свою очередь абсолютный прирост рентабельности продаж продукции данного вида равен 11,4%, а средний абсолютный прирост составил 1,9%.
Наименьшие темпы роста, и нестабильные показатели динамики рентабельности продаж можно наблюдать по следующим видам экономической деятельности: рыболовство, рыбоводство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; финансовая деятельность; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, а также образование.
Рентабельности активов за рассматриваемый период возросла на 0,8% (с 5,9% до 6,7%), темп роста за период составил 113,56%. Наилучшую положительную динамику также показал такой вид деятельности как добыча полезных ископаемых. Темп роста которой составил 161,84%.
Скачкообразный рост наблюдается в: рыболовстве, рыбоводстве; финансовой деятельности, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг и др.
Хотелось бы подытожить, что показатель рентабельности отражает экономическую эффективность вложения средств, и численно определяется как отношение одного из показателей прибыли к показателю, характеризующему масштабы деятельности предприятия: себестоимости произведенной продукции, объему продаж, стоимости активов в целом или их части и т.д. Совокупность основных комбинаций этих показателей будут представлять собой систему показателей рентабельности и будут рассмотрены нами в пункте I.3. Система показателей рентабельности, научная полемика.