Факторы, влияющие на рентабельность предприятия. Факторный анализ рентабельности
Как уже отмечалось ранее, в основу расчета рентабельности положены различные виды прибыли и те ресурсы, которые были использованы для получения данного эффекта. Поэтому при рассмотрении и определении факторов, влияющих на величину рентабельности, следует обратиться к факторам изменения величин ее составляющих. Совокупность факторов, влияющих на динамику прибыли предприятия условно можно разделить на две группы:
· внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятия;
· внешние факторы, складывающиеся под воздействием рыночной среды и не зависящие от деятельности предприятия.
Первая группа факторов (внутренние) включают пять показателей, определяющих размер получаемой прибыли и находящихся в сфере управления персоналом предприятия:
объем производства и реализации продукции;
себестоимость продукции (работ, услуг);
установленная отпускная цена;
структура ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг);
качественная структура выпускаемой продукции (работ, услуг).
В современных высоко конкурентных условиях все указанные внутрипроизводственные факторы зависят от предпринимательской инициативы. Их мобилизация и трансформация в прибыль требует инноваций и высокой степени оперативности в управлении бизнесом.
Инновации определяют финансовый успех любого бизнес - проекта, так как позволяют определить конкурентов, завоевать и расширить рынки сбыта продукции, заработать максимальную прибыль.
Основными направлениями инновационной деятельности предприятия, обеспечивающими рост прибыли, могут быть:
производственный сектор: разработка и производство нового товара или товара, отличающегося повышенным качеством;
коммерческий вектор: освоение нового рынка товаров, нахождение новых покупателей на товар, прорыв на иностранный рынок. При этом следует помнить, что при завоевании новых рынков норма прибыли обычно не увеличивается, даже может сокращаться из-за конкуренции цен, но потери компенсируются ростом объемов продаж;
технологический вектор: внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда, новые виды и источники сырья, снижение себестоимости продукции;
организационно-управленческий вектор: внедрение прогрессивных управленческих технологи, организация полной сопряженности производственного процесса, научная организация труда, научная организация труда;
Большое, а подчас и определяющее, влияние оказывает вторая группа факторов- внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:
конъюнктура рынка (ей менее подвержены крупные компании, которые сами создают конъюнктуру);
инфляция, которая искажает реальную прибыль, затрудняют составление бизнес-прогнозов на перспективный период;
непредсказуемая налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства в условиях экономического кризиса.
Анализ рентабельности деятельности предприятия может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности. При этом могут быть использованы несложные факторные жестко детерминированные модели, предназначенные для выявления факторов, оказывающих влияние на прибыль и рентабельность.
Так, двухфакторная модель рентабельности (рентабельности активов) выглядит следующим образом:
В данной модели можно использовать и величину бухгалтерской прибыли, и прибыли от продаж и др. в зависимости от целей анализа. Между тем приведенная формула раскрывает зависимость рентабельности активов (имущества) предприятия от двух факторов - рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
Экономический смысл связи заключается в том, что модель прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов, и наоборот.
Методику факторного анализа двухфакторной мультипликативной модели проиллюстрируем на примере анализа рентабельности ОАО «КАМАЗ» в пункте II.2. Факторный анализ рентабельности.
Трёхфакторная модель представлена формулой:
Возвращаясь, к раннее указанным обозначениям трехфакторная модель выглядит следующим образом:
Как видно, рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов - уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры авансированного капитала организации. Тем самым прямо указываются направления повышения рентабельности собственного капитала. Так, например, из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
1 2