Регулирование доходов предприятия
доход финансирование регулирование распределение
Величина дохода зависит от цены на продукцию (услугу), установленной предприятием. Сама цена зависит от рыночной системы (контурентная, монополия), вида продажи (опт, розница), вида продукции (сезонные колебания цены), региона.
Уровень прибыльности (рентабельности) определяется отношением прибыли к себестоимости. Сумма себестоимости и прибыли составляет оптовую цену предприятия. Выпуск продукции в оптовых ценах называется объемом реализации продукции (работ, услуг). НДС обычно составляет 20% от оптовой цены. Акцизы - это дополнительный налог на «предметы роскоши», что и по каким ставкам облагается налогом устанавливается законодательством страны. Оптовая цена, увеличенная на величину НДС и акцизов составляет отпускную цену предприятия.
Выпуск продукции в отпускных ценах называется выручкой предприятия. Торговля добавляет к отпускной цене торговую наценку. Получается розничная цена, по которой товар продается покупателю. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации.
Обычно рассматривают две цены: продажную, обеспечивающую изготовителю нормальные условия производства, и минимальную, компенсирую предприятию затраты при минимуме прибыли.
Виды цен:. По сфере использования:
· внутренние
· внешнеторговые (мировые). В зависимости от порядка ценообразования:
. Свободные (рыночные):
· Справочные (по каталогу)
· Базовые (в зависимости от сорта, качества)
· Контрактные (базовые с учетом скидок или надбавок)
· Скользящие (устанавливают при заключении долгосрочных контрактов)
· Специфические (устанавливают, если есть особые условия в контракте)
. Регулируемые государством, за счет:
· Налогов, льгот, пошлин, акцизов.
· Государственных закупок.
· Ограничения на воз или вывоз продукции.
· Установки предельного уровня рентабельности предприятия.
· Прямой фиксации цен.
· Установки «потолка» и «пола» цены В зависимости от сферы экономики:
. Оптовые.
. Закупочные (по которым продает продукцию сельское хозяйство).
. Смежные (в строительстве, научной работе).
. Розничные.
Жесткая фиксация цены и установление границ колебания цены применяется государством только в отношении социально значимой продукции. При применении этих ограничителей может возникнуть как излишек (что ведет к сокращению производства), так и дефицит (который ведет к образованию черного рынка с реальными ценами).
Можно хорошо потрудиться на рынке, заработать много денег и лишиться их основной части не из-за нападения гангстеров, а в результате необходимости платить чрезмерные налоги. Не надо проводить каких-либо фундаментальных исследований, чтобы убедиться, что в России в настоящее время имеет место налоговый хаос, который ведет к постоянному повышению цен, к тому, что за недостатки налогового механизма расплачивается население, несут огромные потери предприятия. В мировой науке обоснован верхний предел налогового изъятия, за которым пропадает предпринимательский интерес к бизнесу. При этом развитие экономических отношений идет по одному из двух возможных сценариев: либо деловая активность сворачивается, либо наблюдается массовое уклонение от уплаты налогов. Такой предел получил название кривой Лафера и составляет 30 - 35% предпринимательского дохода. В свою очередь, явление, при котором с увеличением налоговой ставки начинает падать относительная, а затем и абсолютная сумма собираемых налогов, получило название эффекта Оливера-Танци.
В то же время нельзя сказать, что государство не ищет пути для выхода из создавшейся ситуации. Путем введения льгот для предприятий, государство предпринимает попытки снизить налоговое давление. Льготы для каждого предприятия индивидуальны и зависят от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также реструктуризации деятельности организации. Наиболее эффективно применение льгот не в чистом виде, а в сочетании с другими приемами, организационными, финансовыми, бухгалтерскими.
1 2