Анализ себестоимости выпущенной продукции
Из табл. 7 следует, что заданием было предусмотрено уменьшить себестоимость сравнимой товарной продукции против 2010 года на:
(10 861 тыс. руб. - 10 943 тыс. руб.) = 82 тыс. руб.
В выполнение плана не засчитывается экономия в сумме 70,3 тыс. руб. Уменьшение себестоимости продукции по плану, увеличенное на сумму экономии, не учитываемой при оценке выполнения плана, равно:
(10 790,7 тыс. руб. - 10 943 тыс. руб.) = 152,3 тыс. руб.,
Или к 2010 году на (152,3 тыс. руб. : 10 943 тыс. руб. х 100) = 1,39%.
Себестоимость фактически выпущенной сравнимой продукции в действующих ценах на материальные ресурсы ниже среднегодовой себестоимости 2010 года на:
(11 251 тыс. руб. - 11 476 тыс. руб.) = 225 тыс. руб., или на (225 тыс. руб. : 11 476 тыс. руб. х 100) = 1,96%.
А в ценах, принятых в плане, на:
(11 254 тыс. руб. - 11 476 тыс. руб.) = 222 тыс. руб., или на (222 тыс. руб. : 11 476 тыс. руб. х 100) = 1,93%.
Сверхплановая экономия, засчитываемая в выполнение плана, составила:
(222 тыс. руб. - 152,3 тыс. руб.) = 69,7 тыс. руб., или (69,7 тыс. руб. : 143 тыс. руб. х 100) = 48,7% от общей суммы сверхплановой экономии (143 тыс. руб. = 225 тыс. руб. - 82 тыс. руб.).
Итак, наиболее важным фактором уменьшения себестоимости сравнимой продукции является применение более прогрессивных норм расхода материальных ресурсов и трудовых нормативов, что, в свою очередь, зависит: от своевременности и полноты проведения организационно-технических мероприятий; от внедрения новой, прогрессивной техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; от улучшения организации производства и труда.
С этой целью проводится оценка выполнения плана организационно-технических мероприятий по количеству внедренных мероприятий, объему произведенных затрат и фактически полученному экономическому эффекту.
Заключение
Анализ структуры затрат предприятия проводится на основе данных бухгалтерского учета и управленческой отчетности, представленных соответствующими службами предприятия. Этот вид анализа также достаточно трудоемок, особенно на этапе сбора информации, и потребует существенных затрат времени как экспертов, так и сотрудников экономических служб. Однако он является, пожалуй, наиболее информативным для оценки эффективности деятельности предприятия и разработки перспективных планов его развития, поскольку позволяет выявить резервы снижения себестоимости и соответственно повышения рентабельности компании. В зависимости от величины компании и ресурсов, которые она может направить на проведение аналитических процедур и сбор информации, анализ может проводиться очень подробно или по укрупненным статьям, однако в том или ином объеме, с той или иной регулярностью анализ структуры расходов и затрат проводится практически всеми предприятиями.
Анализ может проводиться в трех направлениях:
по статьям расходов или затрат или по элементам;
по изделиям;
по центрам затрат или видам деятельности.
Анализ расходов и анализ затрат требуют для своего проведения разной информации и по-разному расставленных акцентов. Так, анализ расходов более важен для регулирования денежного потока компании, а анализ затрат и себестоимости - для формирования бухгалтерской отчетности. Однако методики их проведения аналогичны, и в конечном итоге выводы, сделанные по результатам проведения аналитических процедур, характеризуют эффективность управления предприятием. Поскольку исторически так сложилось, что в анализе финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий бухгалтерским аспектам отводится большее внимание, нежели управленческим, имеет смысл более подробно рассмотреть именно анализ затрат и себестоимости.