Перспективы развития казахстанского валютного рынка
По законодательству, изымаемая из оборота иностранная валюта оседает в резервах Национального Банка. Это нерационально, т.к. экономика всегда испытывает острую нехватку инвестиций для реализации важных проектов.
В настоящее время доходы нерезидентов (иностранных компаний) от капиталов (кредитов и инвестиций в казахстанскую экономику, казахстанских ценных бумаг, размещенных за рубежом) в нашей стране в виде процентов, дивидендов и прочих доходов, ежегодно составляют миллиарды долларов. Причем темпы роста этих выплат очень высоки. Например, в соответствии с Платежным балансом Казахстана с 1999 по 2004 годы доходы нерезидентов только от инвестиций увеличились с 258 млн до 1,4 млрд долларов.
Безусловно, в современных условиях для реализации крупных проектов не обойтись без иностранных инвестиций. Но в то же время целесообразно эффективно использовать и свои активы. Отсюда вытекает необходимость инвестирования в национальную экономику дополнительных объемов иностранной валюты, поступающих в валютный резерв с опережением темпов экономического роста.
Не менее важной перспективной проблемой валютного рынка Казахстана является определение будущего национальной валюты - казахстанского тенге - с точки зрения возможного перехода к единой наличной валюте стран Евразийского Экономического Сообщества до 2011г. Реализация данной программы означает добровольный отказ Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана от собственных национальных валют. Данное предложение строится на опыте образования Европейского Экономического и Валютного Союза («еврозоны»), так как «одной из главных функций Европейского Экономического Сообщества является задача экономического регулирования». Но не все положительно в программе введения единой европейской валюты «евро». Это уже очевидно и сейчас, и было заметно в 2002 году, когда евро была введена в наличной форме. Во-первых, недовольство населения многих европейских стран, вошедших в «еврозону», когда исчезли их исконно старинные национальные валюты. Во-вторых, снижение макроэкономических показателей ведущих стран «еврозоны» - Германии, Франции за счет проведения вынужденной общей экономической и финансовой политики других 10 стран «еврозоны», во многом уступающих по своему экономическому развитию и даже сегодня не соответствующих критериям конвергенции, разработанными Маастрихстким соглашением в 1991г. (Греция, Люксембург и др.). В-третьих, предпочтение лидирующих позиций в «еврозоне» той или иной стране (Германии или Франции), что вызвало определенные внутренние противоречия. В-четвертых, предложение Великобритании о продлении срока и возможно даже отказ в будущем вступления в «еврозону». Есть еще ряд других аспектов, негативно отражающих современное положение ЕЭВС. Возможно, такие же негативные последствия ждут и страны ЕврАзЭС, которые даже не имеют такой же длительный опыт разработки и создания европейской интеграции и которые шли к этим процессам порядка 40 лет (с 1959 по 1999 гг.).
Резюмируя все выше изложенное, я считаю, целесообразна следующая модель развития валютного рынка РК, включающая следующие основные механизмы:
) Национальному Банку поддерживая режим плавающего валютного курса, проводить политику на стабилизацию реального курса национальной валюты. Осуществлять интервенции на валютном рынке только с целью устранения краткосрочных колебаний валютного курса и закрепления долговременных тенденций в его развитии;
) Национальному Банку наряду с продолжением проведения политики плавающего обменного курса тенге, отражающего соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке спот, начать регулярное установление срочных валютных котировок для создания срочного валютного рынка в Казахстане.
) В этой связи в республике необходимо продолжить работу по отработке законодательной и нормативной базы в области валютного регулирования и контроля для создания срочного валютного рынка.
Необходимым так же явились бы шаги по дальнейшему развитию рынка драгоценных металлов в Казахстане, который мог бы стать со временем не только частью национального финансового рынка, но и стать местом совершения сделок для операторов из соседних с Казахстаном государств.
5) Формирование предложений для крупнейших коммерческих банков Казахстана стать «маркет-мейкерами» по валютным операциям с казахстанским тенге для увеличения ликвидности валютного рынка.
6) Широко применять зарубежный опыт страхования валютных рисков банками для минимизации возможных убытков. Валютный рынок необходимо развивать в направлении углубления межбанковского рынка в части расширения форвардных валютных сделок, а также валютных свопов.
7) Значительное внимание уделить совершенствованию
технической базы, применяемой для осуществления валютных
операций, в частности специализированных дилинговых систем
«Рейтер».
8) Рекомендовать интенсивное обучение банковского персонала