Совершенствование управления налоговыми рисками на ОАО "Первый хлебокомбинат"
В практической плоскости налоговое планирование - это деятельность, связанная с перманентным генерированием способов налоговой оптимизации предприятия. Результатом этого процесса должен быть налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия, поскольку планирование налогообложения основывается не на прошлых, а на будущих налоговых обязательствах, т.е. с выполнением финансовых обязанностей, вытекающих из сегодняшних решений.
Иными словами, налоговое планирование в ОАО «Первый хлебокомбинат» должно начинаться с определения стратегических целей предприятия. Эти цели формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений. В соответствии с ними строится структура предприятия и связи внутри нее.
В ходе анализа, был сделан вывод, о том, что влияние системы налогообложения, налоговой политики и мультипликатора собственного капитала повлияло на снижение рентабельности собственного капитала, что позволяет сделать вывод о неэффективности политики в области налогообложения и неэффективном управлении налоговым рисками.
Выходом из создавшейся ситуации может стать внедрение на предприятии адаптивных организационных структур, предназначенных для того, чтобы компания имела возможность быстро реагировать на изменения внешней среды.
В организационной структуре ОАО "Первый хлебокомбинат" следует сформировать специальный отдел налогового планирования.
В состав этого подразделения (группы или отдела) целесообразно ввести:
финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;
бухгалтеров, которые анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;
юристов, которые готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.
Наглядно виды оптимизации в ОАО "Первый хлебокомбинат" можно представить следующим образом (рис. 9).
_ Распоряжение (задание)
-----> Информация
Рис. 9. Виды налогового планирования ОАО "Первый хлебокомбинат"
Каждый из участников оптимизации налоговых платежей в ОАО "Первый хлебокомбинат" должен четко выполнять определенные функции:
руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации;
юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами;
бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить;
специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера, и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы.
Процесс управления, в том числе и налоговыми рисками, предполагает последовательное выполнение всех функций управления, которые реализуются посредством осуществления элементов управленческого цикла, представленного на рис. 10.
Рис. 10. Цикл управления, применительно к налоговому планированию в ОАО "Первый хлебокомбинат"
Процесс работы по созданию и внедрению системы оптимизации налогообложения в ОАО "Первый хлебокомбинат" должен включать следующие этапы:
проверка бухгалтерского и налогового учета;
обеспечение необходимого объема и качества первичных документов силами самой организации, а также с привлечением аудиторских служб;
разработка собственно системы оптимизации налогообложения, которая может предусматривать разделение функций бизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениями (или создание нескольких структур под каждый этап бизнеса);
разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы оптимизации (например, если вы в целях оптимизации перевели свой бизнес на упрощенную систему налогообложения, то просчитайте для внутреннего анализа, сколько вы уплатили бы налогов по общей системе налогообложения, определите эффект; или если вы разбили свое производство на этапы, зарегистрировав несколько самостоятельных объектов бизнеса, то определите размер сэкономленных налогов в сравнении с налогами холдинга в целом).
1 2