Оценка финансовых результатов предприятия
Задание 8. Проведите количественную оценку влияния основных факторов на прибыль от реализации продукции
Таблица 8 - Влияние на прибыль основных факторов, тыс. руб.
Показатели |
На начало периода (базисный) |
По базису на фактически реализованную продукцию |
На конец периода (факт.) |
Фактические данные с коррект. на измен. цен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка от реализации в отпускных ценах предприятия |
22832 |
41958 |
48242 |
41958 |
2. Затраты на производство (полная себестоимость) |
19041 |
25758 |
29154 |
24834 |
3. Прибыль от реализации продукции |
3791 |
16200 |
19088 |
17124 |
Выводы:
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она составляет 6284 тыс.руб. (48242 - 41958) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины и величину завышения (снижения) цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг).
б) изменение цен на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В нашем примере влияние данных факторов составило 4320 тыс.руб. (24834 - 29154).
в) нарушение хозяйственной дисциплины. Влияние устанавливается с помощью анализа данных учета о доходах и расходах вследствие нарушений стандартов, технических условий, рецептур, невыполнения мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере не выявлена дополнительная прибыль, полученная за счет перечисленных нарушений.
г) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен 1,353 (25758 : 19041).
Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычитают из нее базисную прибыль:
* 1,353 - 3791 = 1338 тыс. руб.
д) увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. Приведем результат расчета:
е) уменьшение затрат на 1 руб. продукции.
Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и факторов, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины. В нашем примере это влияние составило:
(25758 - 24834) = 924 тыс. руб.;
ж) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализации продукции, и базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:
* 1,8377 - 25758 = 9234 тыс. руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 15297 тыс. руб. (19088 - 3791), что балансируется по сумме факторных влияний:
= 6284 - 4320 + 1338 + 1837 + 924 + 9234.
Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только 8,7% (1338 : 15297), тогда как структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 924 тыс. руб., что составляет 6% общего отклонения по прибыли.