Экономическое содержание и функции бюджета государства
Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель - формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Функция планирования бюджетов предполагает:
-определение бюджетной политики, целей, задач ивыбора путей их достижения;
разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
определение потребности денежных средств в целяхфинансового обеспечения функций, возложенных на органывласти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
разработку конкретных мероприятий, обеспечивающихисполнение бюджета в интересах реализации бюджетнойполитики на очередной финансовый год.
Функция организации бюджетов предполагает:
-определение бюджетного устройства и бюджетнойклассификации;
определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемыбюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
-определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
-контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.