Понятие бюджетного финансирования
Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на: общие, касающиеся всех бюджетополучателей; частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства. К общим принципам в России относят; соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи); целевой характер предоставления бюджетных средств; выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований бюджетных. К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.
Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах финансирования: ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений; на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам; на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; и др.); трансферты населению и нижестоящим бюджетам; бюджетные кредиты юридическим лицам (в т.ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.); инвестиции; ссуды, дотации, субвенции, субсидии; средства на обслуживание долговых обязательств; кредиты иностранным государствам и др.
Российская система бюджетного финансирования в 90-е гг. претерпела существенные изменения по сравнению с системой бывшего СССР: значительно сокращены объемы бюджетного дотирования предприятий на основе совершенствования механизма дотирования - бюджетные средства стали выделяться под конкретные виды продукции и на строго определенное время; деятельность конкретных предприятий финансируется в рамках целевых программ; средства выделяются в пределах бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и установленных лимитов; введено бюджетное кредитование с использованием принципов платности и возвратности.
Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса предприятия, организации, учреждения. Например, финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их годовых с поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установленных им государственных (муниципальных) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установленном порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины.
Бюджетное финансирование казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом и планом развития, согласованным с Министерством экономического развития и торговли России и Минфином России. Средства казенным предприятиям выделяются из бюджета на: выполнение государственных инвестиционных программ, НИОКР, содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа; проведение конверсионных мероприятий и т.д. Неиспользованные бюджетные средства по истечении года казенные предприятия обязаны возвращать в бюджет.
По государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерческих началах, бюджетное финансирование частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких же условиях бюджетные средства предоставляются негосударственным коммерческим предприятиям, выигравшим конкурс инвестиционных проектов. Их расходы финансируются в пределах сумм, утвержденных по бюджету на соответствующий год.
На платной и возвратной основах финансируются специфические мероприятия, особо выделяемые в составе бюджетных расходов. К ним относятся: мероприятия по государственной поддержке завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненной к ним местности с ограниченными сроками завоза; расходы по формированию федерального продовольственного фонда; мероприятия, связанного с обеспечением агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга); расходы на пополнение фонда льготного кредитования; меры по оказанию краткосрочной финансовой поддержки предприятий, осуществляющих структурную перестройку производства или экспортирующих продукцию обрабатывающей промышленности и т.п. Заемщиками бюджетных средств выступают российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. За несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку уплаты процентов взимается штраф в установленных размерах.