Анализ доходной части бюджета области
Крайне важно определить направления развития неналоговых доходов. Первым среди таких источников следует выделить организацию новых форм использования государственной и муниципальной собственности, а вторым - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности.
Таблица 4 - Структура неналоговых поступлений в областной бюджет Новгородской области в 2009-2011 гг.
Источник доходов |
в % к итогу | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций |
9,01 |
50,40 |
11,11 |
Административные платежи и сборы |
1,52 |
0,81 |
0,40 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
0,34 |
2,08 |
0,76 |
Прочие неналоговые доходы |
0,21 |
1,15 |
0,71 |
Следует отметить перспективный характер этой группы доходов в качестве собственных доходов бюджета. Увеличение доходов региональных бюджетов за счет них будет связано с развитием рыночной инфраструктуры хозяйствования, развития института собственников, общей стабилизации экономики и, в частности, промышленности. Это повлечет увеличение поступлений от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Необходимо отметить тот факт, что в зависимости от установления и зачисления средств в отдельные бюджеты уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы; если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов Федерации, так и федеральные налоги.
Принцип расщепления налоговых поступлений обеспечивает выравнивание вертикальных дисбалансов и позволяет сократить дотационность нижестоящих бюджетов. Однако он имеет ряд недостатков:
отсутствие на региональном уровне взаимосвязи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и уровнем налогообложения;
отсутствие заинтересованности органов власти субъектов в развитии налоговой базы и формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
ограничение возможностей для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, размывание ответственности за состояние бюджетной сферы.
В наибольшей степени эти недостатки проявляются в отношении регулирующих доходных источников (налогов) с ежегодно устанавливаемыми нормативами отчислений в бюджеты разных уровней.
Уровень регулирующих источников значительно выше уровня собственных доходов, то есть разграничение доходов между уровнями бюджетной системы РФ не обеспечивает органы государственной власти самостоятельными источниками осуществления своих расходных полномочий на соответствующем уровне.
Проанализируем структуру финансовой помощи из федерального бюджета в 2009 -2011 гг. (таблица 5).
Из анализа видно, что преобладает такой вид финансовой помощи из федерального бюджета как субсидии и их доля в 2011 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. (55,4% против 42,1%). Доля субвенций не претерпела значительных изменений. А доля дотаций снизилась (18,8%) в 2011 г, по сравнению с 29,2% с 2009 г В целом безвозмездные перечисления увеличились.
Таблица 5 - Структура финансовой помощи из федерального бюджета в 2009-2011 гг.
Вид финансовой помощи |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% | |
Дотации |
997801200,00 |
29,2 |
847201800,00 |
18,7 |
1209988000,00 |
18,8 |
Субсидии |
1432763806,00 |
42,1 |
2538003550,00 |
55,9 |
3557414580,00 |
55,4 |
Субвенции |
976680481,80 |
28,7 |
1156007308,88 |
25,4 |
1656808270,00 |
25,8 |
Итого |
3407245487,80 |
100 |
4541212658,88 |
100 |
6424210850,00 |
100 |