Земельные платежи как важнейший источник формирования бюджета города
В настоящее время эффективность управления развитием территории муниципальных образований зависит от ряда социально- экономических и нормативно- правовых условий общественного характера. Среди них наибольшую актуальность имеют следующие:
. Во многих муниципальных образованиях собираемость земельных платежей сегодня остается на очень низком уровне. В ряде крупных городов доля земельного налога и арендной платы за землю в общем объеме доходов бюджета не превышает 10% . В то же время, по оценкам экспертов, это показатель потенциально может составлять 40% и больше.
. В действующих федеральных нормативных правовых актах и в документах рекомендательного характера отсутствует перечень факторов, определяющих кадастровую стоимость земельных участков. Также не определен и перечень факторов, влияющих на величину ставок земельного налога и арендной платы за землю. Фактически вопрос составления методик расчета таких ставок передан на уровень местного самоуправления. В такой ситуации муниципалитеты зачастую «впадают в крайности» в погоне за фискальной задачей и чрезмерным, экономически обоснованным повышением налоговых ставок. В итоге, это может приводить к снижению инвестиционной привлекательности, «бегству» и деградации территории.
. В ближайшие три года ожидается введение налога на недвижимость, который может в значительной мере изменить структуру и объем налоговых доходов местных бюджетов. При этом предполагается, что новый налог будет взиматься с рыночной стоимости недвижимости. Это обстоятельство уже сегодня делает необходимой разработку новой методологии расчета и взимания земельных платежей и, в целом, несколько нового подхода к управлению недвижимостью в муниципальном образовании.
На протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.
Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог на имущество физических лиц).
Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка и устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки земли. К тому же в каждом городе области, ставки налога на землю различны. Вследствие этого с одинаковой площади земельных участков будут взиматься разные суммы земельного налога.
Факторов влияющих на определение налога в данной местности достаточно много это и:
регион, где находится данный участок земли
предоставление органами местного самоуправления льгот на землю
формирование ставок налога в регионе, где находится участок
цели, для которых эта земля используется и т.д.
Основные цели введения платы за землю: стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв; выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий; освоение и охрана земель.