Исполнение бюджета Республики Беларусь за 2009 год - I полугодие 2010 года
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 4.3). В настоящее время кредиторами Республики Беларусь являются такие страны, как: Россия, Германия, США, МБРР.
Таблица 4.3 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели |
Норматив МБРР |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, %10,0 |
220 |
10,0 |
31,8 |
Отношение внешнего государственного долга к ВВП, % |
50 |
6,4 |
16,5 |
Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25 |
1,0 |
1,3 |
В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7-8 основным. За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины. В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
Политику государственных расходов планируется направить на стабилизацию экономики, сокращение доли государственных расходов в ВВП, повышение эффективности финансирования жилищного строительства.
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие направления:
· обеспечение роста экономики, улучшение финансового положения реального сектора экономики, повышение рентабельности, сокращение количества убыточных организаций;
· улучшение внешнеэкономической конъюнктуры в целом и, прежде всего, по ведущим экспортным позициям;
· наращивание экспорта с дальнейшей его диверсификацией в дальнее зарубежье, развитием торгово-экономического сотрудничества на уровне регионов с Российской Федерацией и сопредельными странами;
· наращивание экспорта перспективных видов услуг;
· активизация инновационной деятельности на основе реализации проектов;
· увеличение объемов внутренних и внешних инвестиций, позволяющих проводить модернизацию экономики;
· привлечение внутренних и внешних инвестиций на основе улучшения инвестиционного и делового климата, совершенствования организационных форм привлечения инвестиций;
· поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;
· укрепление материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;
· государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.
Заключение
При написании данной курсовой работы я рассмотрела виды и основные инструменты фискальной политики, особенности ее функционирования в Республике Беларусь на современном этапе; изучила открытую экономику и определила на основании модели IS - LM - BP результаты применения основных инструментов макроэкономической корректировки как для фиксированного, так и для плавающего валютных курсов с учетом возможных различий мобильности капитала.