Расходы некоммерческой организации, их структура
Функционирование некоммерческой организации связано с осуществлением определенных расходов. Их можно подразделить на следующие виды:
расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений);
расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;
средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;
потери и списания.
Административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. включают содержание штатного персонала (заработная плата, различного рода выплаты), отчисления в фонд социального страхования, затраты по аренде помещений, их содержанию, оплата услуг связи, охраны, командировочные и представительские расходы, затраты на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, оплата коммунальных услуг, расходы на ремонт и т.д.
Целевые расходы на выполнение программ и мероприятий, связанных с уставной деятельностью, включают затраты на выполнение конкретных программ, на которые выделены целевые средства. Эти программы, мероприятия должны быть связаны с основной, уставной деятельностью некоммерческой организации. В этой группе расходов предусматриваются средства на доплату административно-хозяйственному персоналу, включая отчисления в фонды социального страхования и обеспечения. Проводятся доплаты и по другим общехозяйственным расходам. В эту группу расходов могут быть включены командировочные расходы, расходы на оплату услуг связи, покупку канцелярских принадлежностей, затраты на ксерокопирование материалов, покупку оргтехники, транспортные услуги, аренду помещений и др. Распределение этой группы расходов зависит от вида выполняемой программы, мероприятия (конференция, издание книги; радиопередача).
Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью включают расходы, связанные с изготовлением и реализаций и др.
Средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов включают затраты, связанные с созданием продукции (работ, услуг), предназначенной для других подразделений некоммерческой организации (расходы типографии, ремонт и обслуживание компьютеров и т.д.).
Потери и списания включают средства ликвидируемых, пришедших в негодность машин, оборудования, транспортных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Статьи расходов утверждаются лицом, уполномоченным высшим органом управления некоммерческой организации.
Распределение расходов некоммерческой организации зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.
Некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой практике подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.
К рыночным некоммерческим организациям относятся:
некоммерческие организации, занятые рыночным производством;
некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия.
К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством, относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам. Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т.д. Все они
представляют продукцию потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе находятся производственные затраты. Деятельность такого рода некоммерческих организаций может приносить либо прибыль и приравненные к ней доходы, либо убытки.
В то же время дополнительные источники финансирования (целевые взносы, добровольные пожертвования) позволяют организациям создавать значительные активы, приносящие достаточно большие доходы от собственности и прав, в дополнение к своей выручке от платной реализации. В ряде случаев это позволяет некоммерческим организациям немного снизить плату за свою продукцию.