Прямые методы государственного регулирования доходов
В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». PokerOk Ютуб
КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».
. Административное регулирование цен - представляет собой, контроль над ценами, который осуществляется специальными государственными органами исходя из конкретной экономической и социальной ситуации.
Административное регулирование цен реализуется в т. ч. через систему государственных предприятий, прежде всего в отраслях, относящихся к так называемым естественным монополиям и социальной инфраструктуре.
В отличие от административного контроля над ценами и в особенности от установления фиксированных цен экономические инструменты ценовой политики не нарушают, а дополняют действие рыночного механизма путем воздействия па соотношение спроса и предложения. К прямым экономическим регуляторам относятся субсидии и дотации, кредитные и налоговые льготы, надбавки к ценам. Они регулируют цены, воздействуя на индивидуальные издержки и прибыли, объем производства, инвестиций и сбыта.
. Индексация и компенсация доходов.
Индексация денежных доходов населения предусматривает полную или частичную компенсацию потерь доходов населения, связанных с ростом цен и тарифов на потребительские товары и услуги, и предоставляет собой автоматически действующий механизм корректировки величины текущих денежных доходов населения.
Компенсация денежных доходов населения предусматривает получение денежной суммы, выплачиваемой в качестве возмещения понесённого ущерба, расходов и т.п. по решению суда, либо в иных предусмотренных законом случаях.
. Социальные программы представляет собой программу, нацеленную на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.[20]
Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:
· формулирование проблемы и способов ее решения,
· анализ внешней среды,
· составление проекта программы,
· внедрение (принятие мер программы),
· получение результатов,
· сопоставление цель-результат.
Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий.
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.
Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи.
1 2