Структура кредитной системы
Организационная структура кредитно-банковской системы сложна и неоднородна. В большинстве стран в современных условиях она включает три уровня, которые соответствующим образом закреплены законодательством [16, с. 66].
Кредитная система состоит из центрального, коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений (рис. 1).
Рисунок 1 - Элементы кредитной системы
Источник: собственная разработка.
Такая схема является типичной для большинства промышленно развитых стран, в основном для США, стран Западной Европы, Японии. Однако по уровню развития тех или иных составных элементов кредитной системы отдельные страны отличаются друг от друга.
Особое место в ней занимает центральный банк. В США - это 12 банков, образующих Федеральную резервную систему (ФРС) [26, с. 481].
Центральный банк исторически выделился из массы коммерческих банков еще в XVIII-XIX вв. на ранних стадиях капитализма. Именно Центральному банку государство предоставило исключительное право эмиссии банкнот.
Известны различные модели построения центральных банков. В большинстве стран они являются государственными учреждениями (Германия, Франция, Республика Беларусь). В США, Швейцарии они организованы как акционерные общества. Главная задача центральных банков - управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями являются разработка и реализация денежно-кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций для правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд и т.д.).
Для проведения кредитно-денежной политики центральный банк обычно использует следующие инструменты:
• изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в Нацбанке (резервных требований);
• учетную ставку;
• операции на открытом рынке;
• валютное регулирование.
Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Нацбанк намерен стимулировать экономическую активность, он смягчает кредитно-денежную политику и снижает учетную (процентную) ставку, когда он намерен сдержать экономическую активность, он ограничивает возможности получения кредитов и для этого повышает учетную ставку.
Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.
Процентные ставки Нацбанка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Важное направление денежно-кредитной политики Национального банка - валютная политика. Нацбанк активно использует обменный курс национальной валюты в качестве инструмента регулирования денежного обращения и уровня инфляции. Покупая и продавая национальную и иностранную валюту, Нацбанк оказывает воздействие, как на объем денежной массы, так и на обменный курс национальной валюты.