Пути совершенствования специальных налоговых режимов в Российской Федерации
В соответствии со ст. 18 НК РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК или федеральными законами.
Особые (специальные) режимы налогообложения малого бизнеса установлены во многих странах мира и являются одним из способов государственной поддержки. Тому существует ряд причин. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим изменениям предпринимательской среды. Динамичное развитие малого и среднего бизнеса может быть одним из ключевых факторов стабильного экономического роста в России. Так, например, увеличение спроса на кредитные услуги со стороны малого бизнеса могло бы послужить толчком и к развитию банковского сектора.
Помимо задач экономических малый бизнес помогает в решении социальных задач, так как позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшает социальную атмосферу в обществе. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях.
Для России (и других стран с переходной экономикой) поддержка малого бизнеса может быть немаловажной и по политическим причинам - формирование значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы и заинтересованных в развитии демократических институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать рыночной направленности его развития.
Практическая часть выпускной квалификационной работы основана на материалах индивидуального предпринимателя Воронцова Вячеслава Николаевича. ИП «Воронцов В.Н.» занимается профессиональной консалтинговой деятельностью в области ведения бухгалтерского учета, налогового учета, налогообложения на протяжении 5 лет и использует упрощённую систему налогообложения. Объектом налогообложения ИП «Воронцов В.Н.» при использовании упрощенной системы налогообложения являются - доходы.
Общая сумма доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы, нарастающим итогом 2011 г. составила: 1 квартал 91937 руб., 1 полугодие 23907 руб., 9 месяцев 308477 руб. В целом за год индивидуальный предприниматель получил 358297 руб. дохода. Основная доля дохода получаемого ИП «Воронцов В.Н.» складывается из дохода, полученного от оказания бухгалтерских услуг. Резкое увеличение дохода во 2 квартале на 60033 руб. или в 1,7 раза по сравнению с 1 кварталом 2011 г. связано с увеличением спроса на услуги индивидуального предпринимателя, в связи с необходимостью клиентов в составлении и подачи отчетности по итогам 2010 г.
Сумма единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, составила по итогам 2011 г. 10479 руб. Сравнение суммы налога, подлежащей уплате ИП «Воронцов В.Н.» по итогам 2011 года с применением объекта налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, и суммы налога, которую ИП уплатило бы за этот же период, если бы в качестве объекта налогообложения выбрало доходы, свидетельствует о том, что ИП «Воронцов В.Н.» выбрал экономичный вариант налогообложения. При объекте налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов ИП «Воронцов В.Н.» заплатил бы налог на 13103,00 рублей больше.
Следует отметить, что малое предпринимательство является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение от налогообложения. Уклонение от налогов путем сокрытия выручки, представления недостоверной отчетности или ее непредставления вообще, ведение бизнеса без регистрации свойственны именно малому предпринимательству. Причиной этого является не только большая возможность избежать наказания. Уклонение от налогообложения приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению учета и предоставлению отчетности. Если эти "издержки законопослушания" достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования.