Система налогообложения Российской Федерации
Особенностью налоговой системы является также и то, что в объеме налоговых поступлений значительный удельный вес занимают косвенные налоги.
События последних лет доказали, что экономика Российской Федерации глубоко зависит от мировой экономической системы. На подавляющем большинстве стран сказались негативные последствия мирового экономического кризиса, и Россия, к сожалению, не стала исключением. Поэтому в современных условиях на первый план выходят проблемы минимизации негативных последствий мирового экономического кризиса и последующего его преодоления. При этом стоит отметить, что именно сейчас жизненно необходимо задать российской экономике устойчивый вектор развития на будущее путем последовательного перехода от сырьевой к инновационной модели развития.
К началу мирового экономического кризиса Россия находилась в благоприятных условиях. Накопленные за годы высоких цен на энергоносители значительные финансовые резервы предоставляли руководству страны возможность применять широкий комплекс антикризисных мер в бюджетной, налоговой, тарифной, денежно-кредитных сферах, не урезая при этом различные социальные программы.
Согласно официальным данным, правительство Российской Федерации на реализацию антикризисных мер израсходовало 10 трлн. руб. Для организационного сопровождения антикризисных мер образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики (председатель - И.И. Шувалов)
Одним из основных направлений принятия антикризисных мер во всем мире является налоговая политика государства. Не стала исключением и Россия. В этом направлении были приняты следующие меры:
• изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный), а также - налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков;
• облегчены правила погашения налоговой задолженности;
• оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам, при этом поставлена задача - существенно ускорить возврат этого налога при экспортных операциях;
• введен новый порядок возмещения НДС - заявительный;
• размеры амортизации по отдельным группам основных средств увеличены с 10 до 30%;
• снижена с 24 до 20% ставка налога на прибыль;
• субъектам федераций предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5 до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее единая ставка составляла 15%);
• в целях компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от принятых решений по снижению налогов (в объеме примерно 100 млрд. рублей) им передается 0,5% налога на прибыль и 100% акцизов на ГСМ;
• до 2 млн. руб., т.е. в два раза, увеличен размер налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье.
Все эти меры, безусловно, окажут благоприятное влияние на российскую экономику. Так, общий объем снижения налоговой нагрузки определяется примерно в 550 млрд. рублей в 2009 году.
Однако проблем в этой сфере остается немало. Так, отмена ЕСН (со ставкой 26%) на страховые платежи общим размером 34% от фонда заработной платы может негативно сказаться на развитии экономики. Такое резкое повышение платежей может привести к тому, что еще более значительная часть организаций начнет выдавать основную часть заработной платы в конвертах. В результате, по мнению К. Ветошко, «может быть достигнут обратный желаемому эффект - вместо увеличения сборов произойдет их снижение и повышение пенсий, декламируемое основной целью этой реформы, так и останется на бумаге» [3, с. 182].
Таким образом, можно отметить следующие недостатки налоговой системы России. Прежде всего, она остается громоздкой. В России, как уже отмечалось, выше чем где бы то ни было налоги на потребление (косвенные налоги). Между тем НДС взимается по закону в размере 15% от вновь созданной стоимости (V+M), реально же его исчисляют от стоимости продукции (С+V+M), так что он значительно выше. Нигде кроме России нет аккордных налогов: на содержание жилищного фонда, милиции, на уборку территорий и т.д. Выплачиваются они независимо от доходов предприятий и забирают до 6% доходов. В целом российские предприятия выплачивают до 85% своей прибыли [1]. Отсюда видно, что российская налоговая система в стремлении пополнить бюджет государства не стимулирует развитие производства. Кроме того, она перегружена недостатками законодательного, экономического и организационного порядка. Следовательно, назрела крайняя необходимость ее скорейшего реформирования в интересах обеспечения устойчивого экономического роста в стране.
1 2