Понятие и значение государственного бюджета Республики Беларусь
Государственный бюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом социально-экономического макрорегулирования. Через современные бюджеты государств в развитых странах перераспределяется от четверти до половины валового продукта нации. Государственный бюджет (от англ., франц. budget - от лат. bulga - сумка) - это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы) [6, с. 35].
Бюджет есть не что иное, как подтвержденная документами роспись предполагаемых доходов и разрешенных государству или административным учреждениям расходов, это акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов.
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.
По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом объясняет его важную роль в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.
Бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны, регионов [18, с. 119].
Бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей отдельно взятой страны.
Роль бюджета в социально ориентированной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи, инвестиции. Совокупность мер по воздействию на экономику с помощью налогов и государственных расходов составляет сущность фискальной политики. Она основана на манипулировании доходной и расходной частями государственного бюджета [12, с. 147-148].
Бюджет выполняет следующие функции:
распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику);
контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) [10, с. 66].
К функциям бюджета в социально ориентированной экономике относятся также:
а) аккумуляция и централизация финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды, то есть создание финансовой базы, адекватной выполняемым задачам (фискальная функция);
б) инвестиционная функция;
в) региональное перераспределение денежных ресурсов;
г) социальная защита населения и выравнивание уровня жизни (социальная функция);
д) стимулирование предпринимательства и частного сектора национальной экономики;
е) контроль за финансовыми доходами и расходами государства со стороны парламента страны и т.д.;
ж) обеспечение финансовой безопасности государства (валютные резервы, международные обязательства и т.п.).
Вывод: используя бюджет, государство непосредственно воздействует на национальное воспроизводство, регулирует и стимулирует экономический рост [9, с. 30].
Обратим внимание на то, что многие функции государственного бюджета взаимно противоречивы. Так, изъятие в бюджет налогов можно рассматривать как тормоз для развития частного сектора. Ведь таким способом бизнес лишается определенной части финансовых ресурсов. Но денежные средства, мобилизованные в бюджете и израсходованные на развитие национальной системы образования, есть основание рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Наличие в обществе такого капитала создает на перспективу благоприятные социальные условия для развития, в том числе и для частного сектора национальной экономики.
1 2