Понятие и значение государственного бюджета Республики Беларусь
Последовательному осуществлению функций бюджета обычно препятствуют не только внутренние социальные противоречия, разные экономические интересы, но и такие явления, как инфляция, несвоевременность принятия бюджета, его хронический дефицит и др. [9, с. 31].
С институциональных позиций государственный бюджет выступает как централизованный фонд денежных средств государства,
С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства на определенный период времени, которая утверждена в законодательном порядке. С юридических позиций бюджет можно определить как закон, разрешающий правительству страны собирать и расходовать денежные средства по своему усмотрению.
С экономических позиций государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Государственный бюджет есть достаточно сложная категория, поэтому требуется ее конкретизация через другие экономические категории (государственные доходы и расходы, налоги и сборы, дефицит, государственный долг и т.д.).
Формирование и развитие бюджета непосредственно связано с развитием государства. Способность государства концентрировать у себя финансовые ресурсы и рационально их использовать выражается через его бюджетный потенциал. Такая способность определяется с учетом развития законодательной базы и степени собираемости налогов. Наличие высокого бюджетного потенциала сегодня рассматривается как важнейшая предпосылка для успешного выполнения государством своих функций [9, с. 32].
Государственный бюджет - это не просто учет притока и оттока денежных средств в рамках некого централизованного фонда. Это инструмент активного воздействия на социальные и экономические процессы. С этих позиций в рамках бюджета принято выделять так называемый бюджет развития. Его наличие означает, что республиканский бюджет сориентирован на обеспечение долговременного и устойчивого экономического развития, активно поддерживаются точки экономического роста.
Бюджет развития, во-первых, может обозначаться как общая оценка имеющей место прогрессивной направленности государственных расходов. Так, если бюджет предполагает активное участие государства в совершенствовании экономического потенциала страны, то в этом случае можно заявлять о наличии «бюджета развития». Во-вторых, не исключено, что в рамках республиканского бюджета в виде специального экономического фонда (т.е. раздела бюджета) аккумулируются финансовые средства, направляемые на развитие экономического потенциала страны.
Бюджет неразрывно связан с текущими и перспективными проблемами состояния общества, поэтому он и сам по существу является средством планирования общественного развития. И вполне уместно говорить о бюджете как своеобразной форме плана, о планировании и выполнении бюджета как постоянной процедуре государственного регулирования и экономики, и других сфер общественной жизни [10, с. 166].
Таким образом, бюджет государства является главным средством осуществления и разностороннего регулирования успешного и адекватного сложившимся условиям развития, что и определяет его исключительно важную роль в социально ориентированной экономике.
1 2