Развитие бюджетных фондов
Проблема сбалансированности территориальных бюджетов также связана с поступлением в территориальные дорожные фонды и консолидированные бюджеты субъектов Федерации акцизов на нефтепродукты. По данным Счётной палаты РФ, порядок уплаты акцизов на нефтепродукты не обеспечил поступления налоговых платежей по регионам пропорционально объему потребленных нефтепродуктов. В консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило акцизов на нефтепродукты в сумме 26,7 млрд. руб., из них более 50 % поступили в консолидированные бюджеты 10 субъектов РФ.
В целях равномерного поступления указанных налоговых платежей по субъектам Федерации для формирования территориальных дорожных фондов Счетная палата РФ предложила все поступления от акцизов на нефтепродукты направлять в федеральный бюджет, а затем распределять между регионами пропорционально протяженности дорог и числу зарегистрированных автомобилей.
Несмотря на то, что почти все ЦБФ в составе федерального бюджета (в т.ч. и Федеральный экологический фонд) были упразднены с 1 января 2001 г., уже в конце апреля 2001 г. в Государственной Думе обсуждался вопрос о неотложности решения проблем обеспечения экологической безопасности, связанных с прогнозируемым экономическим ростом и неизбежным, сопряженным с ним, ухудшением состояния окружающей природной среды. В качестве факторов, влияющих на ухудшение экологии, отмечались изношенность основных фондов, несовершенство технологий, неудовлетворительность состояния очистных сооружений и др.
Вместе с тем действующим законодательством чётко не определён порядок создания и ликвидации ЦБФ, а также изменения существующей организации функционирования целевых бюджетных фондов, не оговорены сроки утверждения смет их доходов и расходов, возможности и границы отклонения показателей смет от показателей, устанавливаемых в приложениях к законам о бюджете на соответствующий год и содержащих сведения о поступлении доходов и распределении расходов средств ЦБФ. Поскольку ЦБФ присутствуют в бюджетах большинства регионов, представляется целесообразным установить соответствующие положения в Бюджетном кодексе РФ как общие для всех уровней бюджетной системы России, в том числе и для местных бюджетов, среди которых также встречаются многочисленные примеры функционирования целевых бюджетных фондов.
Поскольку исходя Бюджетного кодекса целевой бюджетный фонд образуется в соответствии с законодательством, целесообразно в качестве правовой основы для создания фонда вначале закреплять соответствующее положение в законе о бюджете на год, следующий за текущим, с указанием источников доходов и направлений расходования его средств, а затем до конца текущего года принимать положение о фонде, более подробно описывающее порядок его функционирования.
Что касается сроков утверждения сметы доходов и расходов фонда, то представляется логичным, во-первых, распространить на неё нормы Бюджетного кодекса, касающиеся сметы бюджетного учреждения, предусмотрев её корректировку по итогам I квартала на сумму остатка средств, образовавшегося на начало года, а во-вторых, установить достаточно жёсткую привязку показателей сметы к показателям, устанавливаемым в приложении к закону о бюджете.
Хотя доля ЦБФ в консолидированном бюджете субъектов РФ в последние годы снижалась, в отдельных регионах не только функционируют уже существующие фонды, но и создаются новые.
1 2