Порядок утверждения государственного бюджета
Правовую основу бюджетного процесса составляют нормы Конституции Российской Федерации. Так ст.114 Конституции РФ определяет, что Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, а ст.106 Конституции РФ устанавливает, что принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Бюджет является основным финансовым документом государства, поэтому его утверждение высшими органами законодательной власти является характерным для современных государств. При этом его подготовкой и представлением парламенту всегда занимается высший орган исполнительной власти. В Германии, например, в соответствии с Основным законом и Законом об организации государственного бюджета от 19 августа 1969 г. подготовка и представление бюджета возложены на Федеральное правительство. Министерство финансов и экономики Республики Армения составляет проект закона и представляет его в правительство, которое представляет проект на рассмотрение Национального собрания (ч. 3 ст. 21 Закона РА "О бюджетной системе Республики Армения").
Законодательные органы рассматривают проект закона в некоторых странах в трех чтениях (Польша, Россия, ФРГ), в некоторых странах в двух чтениях (Республике Болгария, но если после утверждения Президент Болгарии мотивированно возвращает закон Народному Собранию, то повторно принятый закон рассматривается в одном чтении). В Армении отсутствует прямое указание на количество чтений, которое определяется тем, что основное обсуждение и изучение проекта бюджета осуществляют постоянные комиссии. Во Франции Национальное Собрание выносит решение в одном чтении в течение 40 дней, затем проект передается в Сенат, который рассматривает в течение 15 дней, и возвращается в Национальное собрание с дополнениями, и, если нет единого решения, создается смешанная комиссия. В ФРГ проект закона о федеральном бюджете одновременно рассматривается нижней палатой и верхней палатой.
Процесс утверждения государственного бюджета Российской Федерации можно разделить на две основные части: составление проекта бюджета и его рассмотрение Федеральным Собранием.
Составление проекта государственного бюджета - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации и в настоящее время регулируются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 1010 (ред. от 06.04.2011) "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".
В целях согласования показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации Правительством Российской Федерации создается Бюджетная комиссия.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ бюджетная комиссия до 1 ноября года, предшествующего текущему финансовому году, утверждает график подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета. До 15 декабря года, предшествующего текущему финансовому году бюджетная комиссия принимает решения о представлении на рассмотрение Правительства Российской Федерации концепций долгосрочных (федеральных) целевых программ, предлагаемых для реализации начиная с очередного финансового года или планового периода.