Анализ внешней среды Фонда
Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии.
Анализ внешней среды бизнеса можно разделить на два раздела: анализ внешней макросреды и анализ микросреды.
Макросреда обычно связана с политической и экономической ситуацией в стране в целом, но, хотя и оказывает влияние на бизнес, напрямую отношения к конкретному рынку не имеет. Макросреду можно проанализировать в четырех плоскостях: политико-правовая; экономическая; социальная; техническая.
Политико-правовая плоскость внешней среды применительно к венчурному фонду может обуславливать влияние на прибыльность бизнеса налоговых изменений, ограничений на импортно-экспортные операции, ужесточение таможенного контроля и т.д.
Экономическая плоскость воздействует, в первую очередь, путем инфляции, которая, в свою очередь, влечет за собой повышение цен на материалы, энергоносители и т.д. Кроме того, темпы развития бизнеса в стране влияют на уровень спроса на продукцию и услуги исследуемой организации.
Социальная плоскость внешней среды - желание и способность людей, занимающихся бизнесом, организовывать различные мероприятия. Кроме того, в бизнес-сообществе должны четко утвердиться потребности в реализации социальных программ.
Техническая плоскость предполагает темпы и векторы развития научно-технического прогресса. В бизнесе исследуемой компании технологичность является мощным конкурентным преимуществом, но и создает очень высокие уровни затрат.
Микросреда включает все факторы окружающего рынка, на которые мы имеем определенное влияние и которые в свою очередь непосредственно влияют на нашу компанию, и продукт в частности. Микросреду можно проанализировать по пяти основным факторам:
) Bargaining power (относительная сила в переговорах) потребителей, поставщиков и посредников;
) Costs (стоимость/затраты) рабочей силы, сырья, энергии и т.п.;
) Market (рынок) и его размер, динамика, стадия развития, привлекательность, барьеры для входа и т.п.;
) Competitors (конкуренты, включая непрямых): их число, позиции, стратегия и анализ сильных и слабых сторон;
) Customers (потребители): их типы, сегменты, ожидания и восприятие рынка.
В ПРИЛОЖЕНИИ С приведен опросник для изучения внешней среды компании.
В методе "Дельфи" делается попытка усовершенствовать групповой подход к решению задачи разработки прогноза или оценки путем взаимной критики субъективных взглядов, высказываемых отдельными специалистами без непосредственных контактов между ними и при сохранении анонимности мнений или аргументации в защиту этих мнений.
В одном из вариантов этого метода прямое обсуждение заменяется обменом информацией и мнениями с помощью тщательно разработанных вопросников. К участникам обращаются с просьбой не только высказать свои мнения, но и привести их обоснование, а в каждом из последующих туров опроса им выдается новая и уточненная информация по высказанным мнениям, которая образуется в результате расчета совпадения точек зрения по ранее выполненным этапам работы. Этот процесс продолжается до тех пор, пока продвижение в направлении повышения совпадения точек зрения не становится незначительным. После этого фиксируются расходящиеся точки зрения.