Вопросы привлечения иностранного капитала
Если рассматривать процесс законотворчества в России в области иностранных капиталовложений за период реформ с количественной точки зрения, может создаться впечатление некоего прорыва. Приняты федеральные законы об иностранных инвестициях от 1991 и 1992 гг., о соглашениях о разделе продукции от 1995 г. (с изменениями и дополнениями 1999 г.), а также о свободных экономических зонах (последний не подписан президентом и до сих пор не вступил в действие). Однако их содержание и особенно результаты исполнения оставляют желать лучшего. Проигрывают они и при международных сопоставлениях.
Так, федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (как и одноименный закон РСФСР 1991 г.) предусматривает предоставление иностранным вкладчикам капитала национального режима, т.е. равных прав с отечественными инвесторами, тогда как во многих зарубежных государствах они имеют право выбора между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования, т.е. равных прав с инвесторами из любой третьей страны. Очевидно, что право выбора режима выгодно иностранному инвестору и он, скорее всего, вложит капитал туда, где такое право ему предоставлено.
Международным стандартом в области правового регулирования иностранных инвестиций странами-реципиентами выступает наличие в их законодательстве стабилизационной, или "дедушкиной", оговорки (Gross Father Clause ). Она предполагает сохранение для иностранного инвестора на срок окупаемости его капиталовложений или иной период тех условий хозяйственной деятельности (включая ставки налогов и других платежей), которые существовали на момент начала инвестирования.
Достаточно серьезные проблемы существуют в связи с применением закона "О соглашениях о разделе продукции" даже после внесения в него в 1999 г. изменений и дополнений. В принципе он выгоден иностранным инвесторам, так как существенно упрощает их взаимоотношения с федеральными и местными органами власти, облегчает налоговую нагрузку и расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Однако реально закон работает только по сахалинским нефтегазовым проектам. Более широкое применение его по-прежнему сдерживается бюрократическими препонами, сложным механизмом согласования, в том числе на уровне федеральных законодательных органов.
Сохраняются и некоторые "белые пятна" в законодательстве об иностранных инвестициях. В этой связи представляется необходимым серьезная доработка и быстрое принятие законов о концессионных договорах и свободных экономических зонах, застрявших на разных стадиях рассмотрения и утверждения. В отечественной практике имеется позитивный опыт использования концессий как формы привлечения иностранного капитала (например, в 20-е годы в период НЭПа). На наш взгляд, они будут полезны и сейчас при подведении необходимой правовой базы.
Не менее актуальна задача развития свободных экономических зон (СЭЗ). Вряд ли можно признать оправданным, что эта хорошо зарекомендовавшая себя в мировой практике форма привлечения иностранных инвестиций слабо приживается в России. Сейчас реально работают (хотя и с серьезными сбоями) Калининградская и Сахалинская зоны. Между тем в дореволюционной России успешно функционировали открытые порты в Одессе, Батуми и Владивостоке, являвшиеся прообразом современных СЭЗ. Широкое признание получил опыт создания и функционирования СЭЗ в Китае, где они стали окном в мировую экономику, крупным каналом притока в страну иностранного капитала, во многом благодаря подведению под них прочной правовой базы.