Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании
Можно выделить следующие основные стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании:
) разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования;
) составление местного бюджета;
) внесение проекта постановления о местном бюджете на рассмотрение муниципального совета;
) рассмотрение проекта постановления о местном бюджете муниципальным советом;
) утверждение местного бюджета постановлением муниципального совета;
) опубликование постановления муниципального совета об утверждении местного бюджета;
) исполнение местного бюджета;
) внесение изменений и дополнений в местный бюджет в процессе его исполнения;
) составление отчета об исполнении местного бюджета;
) рассмотрение проекта постановления муниципального совета об отчете об исполнении местного бюджета;
) утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
) опубликование отчета об исполнении местного бюджета;
) бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах).
Рассмотрим каждую из указанных стадий бюджетного процесса более подробно.
. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Одновременно должен составляться перспективный финансовый план - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.
Перспективный финансовый план разрабатывается в целях:
) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер (ч.3 ст.174 БК РФ).
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:
первый год - это год, на который составляется бюджет;
следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.