Повышение эффективности организации бюджетного процесса в муниципальном образовании
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 большинство вопросов относит к вопросам местного значения. Однако существенная часть этих вопросов требует не только правового обеспечения, но и выделения средств из бюджета поселения, которых не всегда достаточно. Финансирование средств бюджета из другого уровня бюджетной системы осуществляется несвоевременно и не в полном объёме. Основной целью бюджетной политики муниципальных образований должны быть - увеличение неналоговых поступлений в бюджет, увеличение доли собственных доходов в общем объёме доходов.
Большим минусом является то, что муниципальное образование не является полноправным собственником земель поселения. Для этого необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования.
В целях увеличения поступлений неналоговых доходов органам местного самоуправления целесообразно составлять реестр муниципального имущества, установить инвентаризационную стоимость имущества, возможности использования имущества с максимальной эффективностью. Например, ставки арендной платы за использование муниципального имущества могут устанавливаться с учётом места расположения имущества, комфортности, транспортной доступности и других критериев, повышающих привлекательность имущества для эффективного использования. При этом важно, чтобы пользователь муниципального имущества частично или полностью нес бремя по текущему и капитальному содержанию этого имущества.
В структуре бюджета муниципальных образований преобладают социальные расходы. Финансирование социальной инфраструктуры в сельской местности традиционно осуществлялось по остаточному принципу. В то же время без развития социальной сферы не могут быть решены никакие другие задачи сельского поселения, включая задачи модернизации и развития агропромышленного комплекса.
Важное направление в бюджетной политике муниципальных образований, на котором на котором хотелось бы акцентировать внимание - это повышение эффективности расходования средств. При этом необходимо научиться выделять главные направления использования бюджетных средств.
В большинстве стран с развитым местным самоуправлением главным источником обеспечения местной общины являются имущество и доходы ее граждан. В современной России эти источники способны покрыть не более 20 - 25% минимальных финансовых потребностей муниципальных образований. В том числе и по той причине, что местные бюджеты несут львиную долю расходов по обслуживанию жилищно-коммунального сектора. В этих условиях главными источниками доходов для подавляющего большинства местных сообществ являются федеральные налоги, в числе которых, помимо подоходного, решающую роль играют налоги на прибыль предприятий и на добавленную стоимость.
В условиях, когда региональные элиты лишились прямого административного контроля за местными властями, финансовые рычаги оказываются единственным доступным им средством для того, чтобы держать в повиновении муниципалитеты. Это гораздо легче и привычнее, чем осваивать более цивилизованные способы контроля, например судебно-правовые.
В результате местные власти, как правило, не имеют представления о том, на какую финансовую базу они могут рассчитывать не только в отдаленном, но и в самом ближайшем будущем. На местном уровне отсутствует финансовая стабильность - важнейшее условие социально-экономического развития территорий.
Надо сказать о том, что стабильность бюджетной и налоговой политики является важнейшим фактором развития экономики. И одним из основных направлений бюджетной и налоговой политики является повышение роли перспективного финансового планирования.
Безусловно, среднесрочное бюджетное планирование оказывает стабилизирующее воздействие на экономику, стимулирует инвестиционную активность, способствует реализации планомерного и системного подхода к развитию области на ближайшую перспективу.
Местным органам власти необходимо разработать и принять нормативные правовые акты по земельному налогу и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Указанные налоги в размере 100 процентов должны зачисляться в местные бюджеты.
Бюджетная политика в области расходов должна быть направлена на обеспечение финансирования в полном объеме выплат, установленных актами субъектов РФ.
Совершенствование бюджетного процесса должно быть достигнуто постепенным внедрением методов планирования, ориентированного на конечные результаты, и определением эффективности направления средств областного бюджета уже на стадии его формирования.
Существенным резервом здесь является оптимизация как сети бюджетных учреждений, так и расходов на их содержание.
В настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд норм, обеспечивающих стабильность муниципальных финансов. К ним, в частности, относятся разграничение поступлений в бюджеты разных уровней от федеральных налогов и сборов и необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе в закон о бюджете, в случае изменения расходных обязательств в течение года. Кроме того, установлено, что прогнозируемость объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год достигается путем индексации объема Фонда в текущем финансовом году на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).