Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом в Армении
В 2009 году бюджетный дефицит Армении составил 158.5 миллиард драмов. В течение 9 месяцев 2009 года рост общей прибыли в Армении снизился 13%, а налоговая прибыль снизилась на 17%. Это существенный спад, если считать, что в предыдущие годы налоговая прибыль росла быстрыми темпами. Причина спада налоговой прибыли то, что многие компании пострадали от всемирного финансового кризиса, в особенности предприятия горнодобывающей промышленности. Данные предприятия не получали особенной прибыли, следовательно цена выплачиваемых налогов тоже значительно снизилась. Тоже самое происходит во всем мире. Несмотря на резкий спад налоговой прибыли, правительство РА в течение 9 месяцев 2009 года значительно увеличило государственные расходы. По сравнению с 2008 годом текущие государственные расходы увеличились на 11.6%, а основные расходы на 22.6%. Вместе с этим также увеличился бюджетный дефицит. По данным 9 месяцев 2009 года бюджетный дефицит дошел до 158.5 миллиард драмов, что составляется 7.5% ВВП. Это резкий рост дефицита, поскольку в прошлом году он составлял всего лишь 1.3% ВВП. В условиях кризиса, правительство Армении ведет правильную политику. “Правительство должно брать новые долги и тратить средства на развитие экономики страны. С восстановлением экономики, правительство должно сократить уровень дефицита.
Государство должно иметь мощную законодательную базу, защищающую национального производителя. Проведение в жизнь политики защиты мелкого и среднего производителя на внутреннем рынке и национального производителя от ретивых импортеров дает положительные результаты в виде увеличения доли отечественной продукции и соответственно налогооблагаемой прибыли (доходной части бюджета).
Кроме того, нельзя не учитывать в качестве внутреннего государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит.
В 2010 году в Армении реструктуризированы международные кредиты. Бюджетный дефицит Армении в большом объеме финансируется международными донорскими организациями, что позволяет избежать рыночных рисков. Кроме того, планируемая в 2010 году реструктуризация кредитов позволил смягчить давление долгового бремени на бюджет.
В 2010 году была предусмотрена реструктуризация кредитов, предоставленных Армении Всемирным Банком, Международным валютным фондом и Азиатским банком развития.
С 2010 года внешний государственный долг Армении начнет сокращаться, так как уже прогнозируется рост ВВП.
Государственный долг Армении увеличился почти вдвое, но остается управляемым. Совокупный государственный долг Армении к концу 2010 года составил 47-48% от ВВП, позволительная норма долга составляет 60%. Внешний долг правительства составит до 30% <http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/159461> при позволительной норме до 50%. В 2010 году правительство должен быть более осторожным и не планировать брать кредиты.
В 2011 году внешний долг Армении составил 45 процентов от ВВП страны, однако несмотря на это, МВФ уверен, что Армения все же сможет вернуть кредиты международным финансовым организациям.
Государственный бюджет Армении в 2011 году по предварительным данным Министерства финансов выполнен с дефицитом в 66,6 млрд. драмов. Финансирование дефицита за счет внутренних источников, по предварительным данным, составил более 68,2 млрд. драмов, а за счет внешних источников - более 41,1 млрд. драмов. При этом доходы госбюджета Армении в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросли на 12,2%, или примерно на 92,3 млрд. драмов и составили на конец отчетного периода около 848,1 млрд. драмов.
Налоговые поступления и госпошлины в 2011 году по сравнению с аналогичным показателем 2010 года увеличились на 10,1% (около 59,9 млрд. драмов) и составили около 654 млрд драмов. Рост налоговых поступлений и госпошлин обусловлен ростом собираемости по линии НДС, налога на прибыль, подоходного и акцизного налогов. В то же время расходы госбюджета Армении в 2011 году составили около 914,8 млрд. драмов. Согласно предварительным данным, по сравнению с 2010 годом расходы госбюджета увеличились на 6,8% или 57,9 млрд. драмов. При этом текущие расходы составили около 800,4 млрд. драмов, зафиксировав рост по сравнению с 2010 годом на 6,6% или 49,8 млрд. драмов.
Согласно закону «О государственном бюджете Армении на 2011 год», доходы госбюджета утверждены в размере 852,4 млрд. драмов, расходы - в размере 1,001 млрд драмов, а дефицит составляет более 148,6 млрд. драмов. ($1 - 387,31 драма). Бюджетный дефицит за 2011 год в Армении составил 66,6 млрд. Драмов. По предварительным данным Министерства финансов Армении, общий государственный долг страны по состоянию на 30 июня составил около 1259 млрд. драмов (около $3,5 млрд.). Внутренний госдолг составил около 146,5 млрд. драмов, а внешний - 1112,6 млрд. драмов или $3027,4 млн, что на 2% больше, чем в декабре 2009 года.